Примерное время чтения: 5 минут
193

ПО НЕКОТОРЫМ ОЦЕНКАМ, В СССР НАСЧИТЫВАЕТСЯ ДО 90 МЛН. ВЕРУЮЩИХ. Какой быть Церкви

Сектор социологии религии и атеизма Института социологии АН СССР совместно с журналом "Наука и религия" провел экспертный социологический опрос на тему "Особенности взаимоотношений государства и Церкви в условиях перестройки"

В опросе участвовали 64 эксперта-атеиста (ученые-религиоведы, преподаватели научного атеизма, партийные и советские работники, журналисты, лекторы общества "Знание", сотрудники Советов по делам религий и др.) и 64 эксперта-верующих (священнослужители, церковные старосты, служащее и др.).

ОПРОШЕННЫЕ АТЕИСТЫ считают, что:

* формулировка статьи 52 Конституции СССР о свободе совести неудовлетворительна (66%): "говорится о гарантии отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, но ничего не говорится о равном праве вести религиозную пропаганду", "свобода совести более серьезная ценность, чем альтернатива между религией и атеизмом".

* следует отменить Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г, (с дополнениями 1975 г.) как "репрессивное", "противоречащее ленинскому Декрету" (18%), нужно предоставить религиозным организациям статус юридического лица.

* до настоящего времени по отношению к верующим нарушаются принципы социальной справедливости (56%). Это проявляется в завышенных платежах за коммунальные услуги для религиозных объединений (12%), в дискриминации верующих со стороны администрации предприятий, в непоощрении трудящихся-верующих за добросовестный труд (отказ и награждении их орденами и медалями), за многодетность (отказ в награждении орденом "Мать- героиня"), в необоснованных увольнениях с работы, отказах в оформлении на работу, в загранкомандировки, в предоставлении социальных льгот - путевок в санатории и пионерские лагеря, улучшении жилищных условий, распределении дефицитных товаров (44%). Перед верующими почти закрыта возможность получения высшего образования в гуманитарных областях, связанных с идеологией (10%), для верующих фактически действует "запрет на профессии", они не могут занимать руководящих должностей высокого уровня (7%).

* гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют брать в руки оружие, следует предоставить возможность "альтернативной службы" ("за" высказались 74%, "против" - 18%).

* следует разрешить религиозным организациям иметь собственные средства массовой информации ("за" - 68%, "против" - 26%). Часть опрошенных считает, что религиозные организации должны иметь доступ к государственным средствам массовой информации.

* нужна коренная перестройка атеистической пропаганды (90%), отказ от "лобового атеизма", "объективный анализ роли Церкви в истории государства и общества" (46%). 48% опрошенных считают, что атеистическая пропаганда должна быть частным делом неверующих и строиться на общественных началах, государство должно прекратить ее финансирование; 49% высказались против этого предложения.

* следует разрешить религиозное обучение детей частным образом (73%), в частности открыть воскресные школы при храмах, летние детские лагеря (негосударственные) с преподаванием основ религии. В то же время 8% экспертов-атеистов сомневаются в целесообразности религиозного обучения: "в угаре демократизма мы забываем, что в Советском государстве, где руководящей является Коммунистическая партия, должна быть организована работа по распространению именно материалистического учения".

А ВОТ МНЕНИЕ ОПРОШЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ (53 представителей традиционных конфессий - православных, баптистов, адвентистов и иудеев и 11 нетрадиционных - кришнаитов и квакеров). Они считают, что:

* редакция статьи 52 Конституции СССР ограничивает права верующих ("за" высказались 75% "традиционников" и 100% "нетрадиционников"): "следует обеспечить конституционные гарантии нейтральности государства не только но отношению к верующим и атеистам, но и к религиозной и атеистической пропаганде". Часть экспертов "нетрадиционников" считает, что принцип отделения Церкви от государства следует отменить, так как Церковь в СССР полностью интегрирована в государственные структуры и не оказывает никакого реального влияния на государственную политику.

* существующее законодательство о культах следует кардинально пересмотреть, так как оно было принято в годы репрессий и не отвечает духу времени и нормам международного права (55% "традиционников" и 73% "нетрадиционников"). Остальные эксперты не смогли высказаться на этот счет вследствие недоступности для них текстов законодательства о культах.

* нужно, по мнению некоторых экспертов-верующих, упразднить Совет по делам религий при Совете Министров СССР ("в подлинно правовом государстве отношения между Церковью и государством должны регулироваться законом, а не каким-то органом") и взамен создать Комиссию но делам религий при Верховном Совете СССР, состоящую из представителей верующих и атеистов, для контроля за соблюдением Закона о свободе совести.

* отсутствует реальное равенство вероисповеданий, в привилегированном положении находятся Русская Православная Церковь и мусульмане, которые "не только контролируются властями, но и коррумпируются с госаппаратом" ("за" - 28% "традиционников" и 100% "нетрадиционников", "против" - 42% "традиционников").

* нарушаются принципы социальной справедливости по отношению к верующим (75% "традиционников" и 100% "нетрадиционников"): завышено налогообложение доходов служителей Церкви ("налог составляет половину зарплаты, а то и больше"), ограничен совокупный заработок работающих в Церкви пенсионеров 150 рублями в месяц (на госпредприятиях - 300 руб.).

* необходимо заменить разрешительный порядок регистрации новых религиозных общин явочным.

* государство игнорирует религиозные праздники.

* Советы по делам религий и их уполномоченные подавляют общественную инициативу религиозных организаций, занимаясь "добровольно - принудительным изъятием денег у церковных общин в Фонд мира и другие фонды".

* нужно разрешить верующим некоторых конфессий "альтернативную службу" (57% "традиционников" и 91% "нетрадиционников" - "за", 26 % "традиционников" - "против"): в частности, на сельхозработах, в домах престарелых и инвалидов, детских домах, госпиталях сроком до 4 лет.

* атеистическая пропаганда должна проводиться на строго научной основе, не носить форм политических кампаний (60% "традиционников" и 40% "нетрадиционников"), должна быть лишена государственной поддержки и проводиться на пожертвования частных лиц и заинтересованных общественных организаций (20% "традиционников" и 73% "нетрадиционников").

* религиозные организации в условиях перестройки могут способствовать консолидации общества активной проповедью общечеловеческих ценностей (70% "традиционников" и 100% "нетрадиционников"), участием в движении милосердия и пропаганде здорового образа жизни (соответственно 28% и 18%).

С. ЯКОВЛЕВ, руководитель исследования, И. ПОЛУЛЯХ, В. ЛОКОСОВ, В. МЕДВЕДЕВА, П. ОЛОВЯННИКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно