Издающаяся в Гданьске газета "Глос выбжежа" опубликовала статью А. БУЙНИЦКОГО о деятельности церкви в Польше. Приводим эту статью в изложении.
ОТНОШЕНИЕ польского государства к католической церкви, как и к другим вероисповеданиям, четко определено Конституцией ПНР, которая гарантирует гражданам свободу вероисповедания и одновременно предусматривает отделение церкви от государства. Решающее влияние на формирование политики государства в отношении церкви в Польше играет ведущая сила польского общества - ПОРП.
На конец 1983 г. католическая церковь располагала в Польше 10 429 костелами и 4 210 часовнями, т. е. имела в два раза больше объектов культа, чем в довоенное время. Только в период с 1944 по 1970 г. в стране было восстановлено 912 костелов и часовен, разрушенных в годы войны, и построено 445 новых.
В структурах католической церкви на конец 1983 г. насчитывалось 21 457 ксендзов, 10 570 монахов и 27 827 монахинь. Для сравнения: в 1937 г. в Польше было 11349 ксендзов, 6197 монахов и 16 738 монахинь.
На правах высших учебных заведений в стране действуют Люблинский католический университет и академия католической теологии. Кроме того, католическая церковь располагает 46 высшими духовными семинариями, в которых обучался, по данным на октябрь 1983 г., 7691 семинарист.
Сегодня в Польше издается 89 печатных органов католической церкви общим разовым тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров. Приведенные данные, указывается в статье, иллюстрируют развитие материальной базы церкви и подтверждают, какие благоприятные условия для функционирования церкви в Польше создает политика социалистического государства в области вероисповедания.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО
ОДНАКО сейчас кое-кто пытается подорвать атмосферу взаимоотношений между государством и церковью, используя в качестве повода для этого смерть ксендза Е. Попелушко. Как известно, партия и правительство заняли в отношении этого инцидента однозначную позицию. Были мобилизованы все органы правопорядка для быстрого выявления и наказания виновных. Суд над ними проходил при открытых дверях в присутствии общественности. Вынесение суровых приговоров было воспринято большинством общества как справедливое решение суда. (Г. Пиотровский, А Петрушка приговорены к 25 годам лишения свободы, Л. Пенкала - к 15, В. Хмелевский - к 14 годам. - Ред.)
"Глос выбжежа" далее обращает внимание на то, что отношения между государством и церковью являются двусторонними. Это означает, что церковь является не только институтом, занимающимся духовной деятельностью, но и действует во многих других сферах: материальной, общественной, а также политической. Характер обязательств церкви перед государством наиболее показательно отражает присяга, которую принимают священники. Текст присяги гласит: "Торжественно присягаю хранить верность Польской Народной Республике, соблюдать ее правовой порядок и не предпринимать ничего, что могло бы угрожать благополучию ПНР". Текст этой присяги однозначен, но соблюдается ли он всеми духовными лицами католической церкви в Польше?
ПОЛИТИКАНЫ В СУТАНАХ
БОЛЬШИНСТВО духовных лиц достойно исполняет свои обязанности и соблюдает присягу. Но наряду с ними есть священники, игнорирующие ее и представляющие собой обычных политиканов в церковных сутанах. На недавней пресс-конференции уполномоченного правительства ПНР по печати прозвучали имена ксендзов Новака, "прославившегося" своей предыдущей "духовной деятельностью" среди рабочих тракторостроительного завода "Урсус" и ныне продолжающего заниматься политиканством, Малковского из Варшавы, Куровского из Люблинского воеводства, Хойницкого из Кракова. Все они, как и им подобные ксендзы, используют амвоны для проведения политической деятельности, враждебной ПНР и противоречащей ее основным интересам.
К числу этих ксендзов, отмечает далее газета "Глос выбжежа", относится также Г. Янковский - настоятель костела св. Бригиды в Гданьске. Много шума, принесшего "славу" этому костелу, наделала, например, развернутая на одной из его стен выставка в память распущенного профсоюза "Солидарность". На ней вывешены плакаты, в которых трудно найти религиозное содержание. Там же широко представлены знамена, ленты, эмблемы. Ксендз Янковский проводил и проводит богослужения, которые напичканы массой политических намеков. Нашлись даже дельцы, которые неплохо заработали на его богослужениях - записали их на магнитофонную пленку, смонтировали соответствующим образом и пустили в подпольную торговлю.
КЛЕВЕТНИЧЕСКИЕ ИЗМЫШЛЕНИЯ
ЧТО ЖЕ НЕСЕТ своей пастве ксендз Янковский? В одном из своих публичных выступлений в костеле он клеветнически сравнил действия органов правопорядка с облавами, проводившимися в годы войны гитлеровскими захватчиками. В другом богослужении он назвал новые профсоюзы "искусственно созданным фасадом". В третьем - объявил, что "Польша не является суверенным независимым государством", и т. д.
Представители компетентных государственных органов неоднократно обращали внимание ксендза Янковского на неуместность использования объекта культа в политических целях. Когда это не помогло, он был вызван в прокуратуру. После этого среди верующих была распространена листовка, в которой сообщалось о "страшных преследованиях" и содержался призыв "защищать своего священника, чтобы власти не могли безнаказанно преследовать религиозных руководителей". Листовка призывала "не допустить ареста и заключения ксендза Янковского". Одновременно в костеле были вывешены плакаты и транспаранты, в которых указывалось, что-де "прокуратура решила лишить ксендза свободы на 27 лет". И потому никого не удивило, что Янковский прибыл в прокуратуру в сопровождении толпы из 200 - 250 человек, а всю эту процессию снимали на пленку представители западного телевидения.
ВОПРЕКИ ИНТЕРЕСАМ ПОЛЬШИ
ВСЕ ЭТО, подчеркивается в статье, свидетельствует о том, что ксендз Янковский намеренно пытался спровоцировать власти, организовать общественные беспорядки, направленные против народной Польши. Как могут соответствовать эти действия Янковского присяге, принятой им 7 марта 1970 года?
В связи с поведением Янковского прокуратура в июле прошлого года направила в судебную инстанцию акт обвинения против ксендза, однако в соответствии с объявленной амнистией районный суд Гданьска решил прекратить дело.
Таковы факты.
Католическая церковь в Польше располагает достаточными средствами, чтобы эффективно напомнить своим священникам о принятой ими присяге. К сожалению, отмечает газета, церковная иерархия пока не реагирует на подобные действия ксендзов.
В заключение "Глос выбжежа" указывает, что в отношениях государства и церкви существуют два партнера. Если один из них встал на позиции бездеятельности, то напрашивается вывод о том, что он теряет свое лицо. Более того, пассивность в отношении провокационных действий некоторых ксендзов представляет собой попытку переложить на другого партнера, т. е. государство, ответственность за все возможные последствия.