ТАМ, ГДЕ ЧЕСТЬ - НЕ В ЧЕСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о чести и достоинстве личности всегда зависело от характера общественных отношений, основу которых составляли материальные условия жизни общества. Каждая общественная формация вырабатывала свое понимание чести и достоинства. В свое время Маркс и Энгельс писали, что буржуазия "превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли".
Хотя в буржуазном законодательстве и предусмотрена защита личного достоинства и других прав граждан, тем не менее на практике она сводится к защите имущественных интересов господствующего класса. В чести оказывается тот, у кого больше денег. Личные качества человека как таковые не представляют ценности для буржуазного общества. Судебная защита чести и достоинства для простых людей также часто оказывается невозможной, так как судебный процесс стоит слишком дорого даже для потерпевшего.
Мало того, несколько лет назад в США, например, были узаконены некоторые государственные акции, унижающие человеческое достоинство. "Нью-Йорк дейли ньюс" констатировала: "Ежегодно свыше 300 тыс. американцев при приеме на работу подвергаются унизительной проверке на "детекторе лжи". Этой газете вторит "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт": "...Кампания электронного перехвата и подслушивания, перлюстрации переписки, запугивания, слежки и уничтожения гражданской репутации людей коснулась сотен тысяч американцев..."
ПОД ЗАЩИТОЙ ГОСУДАРСТВА
Наше государство гордится тем, что оно защищает честь и достоинство граждан, так как высшей социальной ценностью советского общества является человек. Уважение к личности, ее достоинству воспитывается нормами нашей морали и обычаями, правилами социалистического общежития. Чем сильнее развиты в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, скромность, тем большую ценность он представляет для общества.
Бережное отношение к чести и достоинству человека обеспечивается и нормами советского права. "Граждане СССР, - гласит ст. 57 Конституции СССР, - имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство". Вместе с тем ст. 59 Основного закона обязывает государственные органы, общественные организации и должностных лиц соблюдать права и интересы граждан.
Эти конституционные положения показывают, что социалистическое государство гарантирует защиту не только материальных интересов, но и морального спокойствия советского гражданина. В том случае, если человек становится объектом клеветы (то есть распространения заведомо ложных, позорящих сто измышлений) или оскорблений (умышленного унижения его чести и достоинства), виновные в этом подлежат уголовной ответственности. Повышенное наказание установлено за клевету или оскорбление в печати. Еще более строгое наказание влечет за собой клевета, соединенная с обвинением в совершении государственного или иного тяжкого преступления (см. ст. 130 и 131 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).
За клевету и оскорбление Элистинский Народный суд Калмыкской АССР приговорил к 6 годам лишения свободы кандидата сельскохозяйственных наук Б. Д. Бовальдинова. Ему предъявлено обвинение в том, что с августа 1980 г. по январь 1981 г. он разослал в центральные и республиканские партийные и советские органы, в органы прокуратуры 56 анонимных писем с клеветой на должностных лиц. Б. Д. Бовальдинов пытался опозорить их, подорвать авторитет, унизить честь и достоинство. Коллегия Высшей аттестационной комиссии СССР признала совершенные им действия несовместимыми со званием советского ученого и лишила его ученой степени.
После тщательного расследования оказался на скамье подсудимых за клевету и директор клуба г. Запорожья Л. И. Рубан. Из низких, мстительных соображений он распространял анонимные письма, оскорбляющие честь и достоинство одной из бывших работниц клуба. Экспертиза установила его причастность к анонимкам. Л. Н. Рубан был освобожден от занимаемой должности.
Право возбуждения уголовного дела предоставлено самому потерпевшему. Решая вопрос о характере распространенных сведений, суд прежде всего устанавливает соответствие их действительности, а также расхождение с принципами морали, правилами социалистического общежития. Ложные, и злонамеренные обвинения суд призван устранить, а виновного наказать.
Наряду с уголовным ответственность за унижение чести и достоинства предусмотрена и гражданским законодательством (в зависимости от степени общественной опасности). Так, например, с иском о защите чести и достоинства обратилась в суд жительница г. Севастополя А. Тараканова. Дело было в том, что некая Л. Комова распространяла о А. Таракановой опорочивающие ее в глазах общественности сведения. Проще говоря, сплетничала. Народный суд Гагаринского района г. Севастополя своим решением обязал Л. Комову на общем собрании жильцов опровергнуть распространенные сведения.
В отличие от уголовного законодательства гражданское возлагает обязанность по опровержению ложных сведений не только при наличии умысла виновного, по и при его добросовестном заблуждении. Такой порядок обеспечивает более широкую охрану прав и законных интересов граждан.
ОБЩЕСТВУ - НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО
Наряду с судебной защитой прав граждан существует и общественная. Человек, честь и достоинство которого затронуты, оскорблены, может обратиться за защитой в государственные, партийные и общественные организации.
Активными участниками борьбы с аморальными проявлениями остаются наши газеты и журналы. Недавно газета "Заря Востока" (Грузинская ССР) опубликовала, например, материалы заседания президиума Центра по изучению общественного мнения, который рассматривал вопросы борьбы с клеветниками. Газета привлекла к обсуждению этой проблемы широкую общественность. Поступившие материалы будут проанализированы для выработки соответствующих рекомендаций, что позволит определить практические меры для целенаправленной, организованной борьбы с этим пережитком.
Общественный порядок защиты чести и достоинства наряду с судебным способствует усилению правовой пропаганды. Ее цель не только в том, чтобы познакомить граждан с действующим законодательством, помочь реализовать свои права, но и воспитывать уважение к личности другого человека, его достоинству, которое должно стать нравственным долгом, а не только правовой обязанностью.
С. ЧЕРНЫШЕВА, кандидат юридических наук.