24 и 25 февраля в преддверии выборов в Советы народных депутатов по стране прокатилась волна митингов, организованных объединениями и клубами избирателей под лозунгами радикализации перестройки. За несколько дней до начала митингов по стране поползли разные слухи.
К сожалению, обращения ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР только подлили масла в огонь. Во многих министерствах, ведомствах и на предприятиях 24 и 25 февраля людей заставили выйти на работу, были организованы дежурства. В больницах готовились к приему людей с огнестрельными ранениями. Неизвестные люди расклеивали листовки, в которых пугали москвичей "новой Ходынкой".
Конечно, на все эти меры предосторожности можно взглянуть по-разному. Однако к чести организаторов митинга - руководителей клуба "Демократическая Россия", его участников он прошел организованно и спокойно.
НАШИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ провели ряд блиц-интервью с участниками московского митинга.
С. СТАНКЕВИЧ, народный депутат СССР:
- Я только что вернулся из Польши, виделся с Л. Валенсой. Вопреки некоторым нашим информационным сообщениям, он не заявлял, что польская демократия нуждается в "сильной руке". 90% поляков доверяют своему правительству, 56% верят в успех своей "перестройки". Мне запомнились слова Валенсы: "В начале нашего движения мы кричали: "Хлеба!", а шептали: "Свободы!". Сейчас мы кричим: "Свободы!" и верим, что она даст нам хлеба". В результате в Польше стабилизируется экономическая и политическая обстановка.
Сегодня мы здесь, чтобы крикнуть: "Свободы!".
Т. ГДЛЯН, народный депутат СССР:
- Митинг - мощная демократическая сила против самоуправства партократии. Я не вижу среди пришедших на площадь каких-либо экстремистских сил. Полагаю, что они разместились в структуре партийно-государственного аппарата.
Мое исключение из компартии - это прием из того же набора средств, используемого для нагнетания обстановки накануне митинга.
Н. ВОРОНЦОВ, председатель Госкомприроды СССР:
- Слухи о том, что демократический блок хочет использовать митинг для захвата власти, оказались полнейшим абсурдом.
В конце концов лодку можно качать как слева, так и справа. Ложная информация об опасностях, подстерегающих избирателей на митинге, исходила от сил, заинтересованных в сохранении своих политических позиций. В то же время не могу согласиться с лозунгами типа "Долой КПСС!", так как это дает козырную карту для розыгрыша консерваторам.
Г. ПОПОВ, народный депутат СССР:
- Я считаю, что кампания по запугиванию избирателей перед выборами провалилась. Люди пришли сюда, перешагнув через собственный страх. Это победа демократических тенденций в обществе.
А. МУРАШОВ, народный депутат СССР:
- Дестабилизация исходит от аппарата, стремящегося сорвать выборы любым путем.
Этот митинг не преследует целей нажима на государственную власть.
Ю. АФАНАСЬЕВ, народный депутат СССР:
- Итоги подводить рано, но, судя по обстановке, демократический блок победит в Ленинграде, Волгограде, Свердловске... В Москве, как видно, большую угрозу представляет консервативное крыло, поднявшее истерию вокруг митинга. Стало очевидным противостояние двух сил: с одной стороны властей, запугивающих и нервирующих избирателей, а с другой - тех же избирателей, стремящихся сказать, что их много и им надоело топтание на месте.
Верховный Совет СССР оказался втянутым в игру, где роль враждебной, экстремистской силы была отведена народу.
А как проходили аналогичные митинги в других городах страны? С этим вопросом мы обратились к начальнику Главного управления охраны общественного порядка МВД СССР В. МАКСИМОВУ.
- 25 феврали состоялось 350 митингов. По нашим оценкам, в них приняло участие свыше 900 тыс. человек. В Москве - от 250 до 300 тысяч. И практически по всей стране все массовые мероприятия прошли без инцидентов.
- Способствовали ли поддержанию общественного порядка разного рода призывы "образумиться", появившиеся в прессе до 25 февраля?
- Нагнетание страстей вообще никогда не способствует позитивному развитию событий. Излишний шум только вредит.
- Были ли в Москве, например, инциденты между организаторами митинга и милицией?
- Нет.
- Для обеспечения порядка на Зубовской площади, насколько нам известно, были задействованы войска и сотрудники милицейских сил.
- В последнее время при проведении подобных мероприятий мы используем такое количество личного состава, которое бы не приводило к "оголению" других районов города. Ведь часто бывало так, что количество милиционеров почти равнялось количеству митингующих. Это неразумно. На митинге в Москве в оцеплении, на мой взгляд, таких "лишних" милиционеров не было. Сами устроители митинга, которые несут ответственность за все негативные последствия, поблагодарили милицию за обеспеченный порядок.
- Митингующие видели на крышах домов "подозрительных" людей. Это были снайперы?
- Никаких снайперов на крышах не было. Я проверял это лично. Были либо любопытные, либо фотожурналисты.
- Говорят, что многие сотрудники милиции отказывались брать с собой оружие. Так была ли ваша служба вооружена?
- Однозначное требование при организации охраны общественного порядка в подобных случаях несение службы без оружия. Вооруженные сотрудники непосредственно на месте проведения мероприятия не нужны.
Но мы всегда имеем резервы. В том числе и вооруженные. Правда, они находятся в других местах.
- Могли бы вы охарактеризовать организаторов прошедших митингов как "экстремистов"?
- Митинги были весьма пестрые по своему составу. Говорю это не в обиду их участникам. Экстремистов в прямом смысле не было.
***
Число митингов в этом году, по данным МВД СССР, стремительно растет. Похоже ли это на то, что, как иногда утверждают, чья-то "рука" жонглирует нами, стремясь дестабилизировать обстановку в стране? Вряд ли. Мы устали от пятилетнего ожидания действительно радикальных реформ как в политической жизни, так и в экономике.
Десятки предложений, не противоречащих здравому смыслу, не реализуются, уходят, как вода в песок. Потоки слов заменяют дела. Нужен, наконец, старт, раскрепощение инициативы миллионов людей, как в городе, так и на селе. Только в этом случае энергия будет расходоваться не на улицах и площадях, а на рабочих местах.