Отставкой обкомов партии в разных регионах Союза сегодня уже никого не удивишь. В "АиФ" N 6 мы рассказывали о "революции снизу" в Волгограде.
Сегодня наш собеседник - И. ГОРБУНОВ, председатель временного бюро Башкирского обкома КПСС: Прежний состав этого обкома в январе в полном составе ушел в отставку.
ПРОИСШЕДШЕЕ у нас народ называет "дворцовым переворотом" или "бархатной революцией". Дело в том, что инициатором отставки бюро обкома стал... горком, вернее, его первый секретарь Р. Гареев. Бюро обкома во главе с Хабибуллиным, по нашему мнению, оказалось несостоятельным...
- Людям известны неблаговидные дела бывшего первого секретаря обкома Шакирова. Казалось, урок надолго. Почему же так легко отнеслись к выбору нового секретаря обкома, ведь Хабибуллин у вас всего два с половиной года, пришел уже в разгар перестройки?
- Нам его привезли из Москвы, из ЦК. Он хороший человек, хороший хозяйственник, но опыта партийной работы совсем не имел. Он привык всю жизнь нефтяниками командовать.
- Что значит "из ЦК привезли"? За всеми делами стоят конкретные люди.
- Участники пленума не сумели противостоять тому давлению, которое оказал ЦК, в частности бывший зам. зав. Отделом организационно-партийной работы Г. Крючков, который "привез" нам новых секретарей - Хабибуллина и Коровякова. Последний должен был, как нам заявили, хорошо знать республику, так как был ее куратором в ЦК КПСС.
- Сколько человек входило в бюро обкома?
11 членов и 5 кандидатов. Все они почему-то дружно написали заявления и за день-два до пленума обкома подали в отставку. Хотя, знаю, не все были в этом единодушны, Видимо, они поняли, что как политические руководители не состоялись.
- А есть ли в Башкирии среди неформалов реальная сила, которая могла бы составить конкуренцию партии?
- Я так не могу сказать. Недавно я попросил собраться руководителей неформальных объединений. Собралось человек 30. Я попросил, чтобы они высказали конструктивные предложения, как лучше провести конференцию, поделились соображениями о дальнейшей судьбе республики, ее партийной организации. Четыре часа говорили. Нормальные люди! Ну, есть у некоторых какие-то "завихрения". Но ведь они говорят о наших проблемах, только другим языком и с другой точки зрения. Я думаю, если бы два года назад, когда в республике только начались эти движения, мы бы вступили с ними в разговор, все было бы по-другому.
- Почему же обком не шел на контакт с неформалами? Это проблема не только Уфы.
Ну, не все аппаратчики не идут на контакт. Например, секретарь Уфимского ГК по идеологии является членом оргбюро нашей самой политизированной неформальной организации - БАИДа - Башкирской ассоциации избирателей и депутатов. А что обком? Люди организовали экологическое шествие - им клеют ярлык антисоветчиков, предлагает тот же БАИД объединиться во время подготовки к выборам - "не верьте им, они антисоветчики". Или предлагает представитель экологического общества отвести экологии "уголок" на телевидении, где могли бы дискутировать работники партии и неформалы, - мы ведь на это не идем, чего-то боимся.
- Наверное, страшно. Ведь, находясь у власти, партия за все несет ответственность. И у неформалов позиция будет выгоднее - они будут нападать, критиковать, а что в ответ сказать, если вода грязная, воздух - тоже?
А может, причина еще и в том, что жизнь течет как бы на двух уровнях: на одном - ездят на работу в переполненных автобусах, "давятся в очередях, на другом - смотрят на это из окон черных "Волг" или вот этого роскошного "Белого дома", где мы с вами беседуем. И эти уровни не пересекаются...
- Есть и такие моменты, нельзя их не учитывать. Правда, сейчас у нас даже буфет ликвидировали. Приведу пример. Еду на днях на секретарской "Волге", а рядом едет "Вольво"
- Новоуфимский завод приобрел. Это привилегия или нет?
- Игорь Алексеевич, почему вы сравниваете с лучшим, а не с худшим? Сколько у нас пенсионеров, многодетных, даже нищие появились. Помните, недавно, еще до повышения зарплаты, говорилось, что партийные работники получают меньше многих. А почему не говорилось, что они получают больше многих? Вот в чем психология партаппарата.
- Вот здесь я могу вас поддержать, хоть я и аппаратчик.
- А насколько верны рассуждения, что у партийных функционеров тяжелая работа, поэтому они и получать должны больше? Страна находится в тяжелой ситуации. Неужели у нас уже не осталось идейных партийцев, которые руководили бы обкомом не за сотни рублей, а за среднюю зарплату, но только потому, что они переживают за республику или за город?
- Я не буду говорить о материальной стороне этого вопроса. Но я убежден, что на любом месте, в том числе и в партийном аппарате, должен работать профессионал. А мы в основном выбираем дилетантов среди специалистов. Вот мы и довели партию до такого состояния. У нас были разные периоды - то нам надо было в аппарат строителей, то агрономов, но не партийных работников. Даже сейчас, когда в республике кипят страсти, кто же должен быть первым секретарем, слышу: "нам надо сельхозника".
А что значит профессионал - партработник? Был он пионером в годы Сталина, воспитывался на "Кратком курсе", работал в период Брежнева. Ему трудно сейчас отделаться от своих взглядов...
- Мы почему-то считаем, что партийной работой может заниматься любой. Я с этим не согласен. Ею должен заниматься человек, который умеет анализировать, сделать вывод из любого вопроса - идеологического, экономического, оргпартработы, вырабатывать предложения. Мы же за многие десятилетия разучились думать.
- Может, поэтому так глубок кризис партии? Ни в Закавказье, ни в других "горячих" точках власть сегодня не нашла того рационального, чем нужно руководствоваться, не нашла контактов с людьми, и поэтому дошли до кровопролития, и коммунист порой убивает коммуниста.
- Лично у меня негативное отношение к тому, как ЦК работает с кадрами. Подбор кадров там идет из числа руководящего состава - первые секретари горкомов, обкомов. Но никогда я не слышал, чтобы инструктора обкома партии взяли бы инструктором ЦК. А психология руководящих - руководящая... Он сам "партийную кашу" не варил, ему ее готовили те же инструкторы. В ЦК же он сам должен "варить" для вышестоящих. А он не умеет - ни анализировать, ни искать рациональное даже в негативном. Поэтому та информация, которой он располагает, страдает субъективизмом. Второе. Приезды руководящих работников ЦК на места, когда им показывали только лучшее, наносили большой вред... Вот недавно к нам приезжал т. Манаенков. "Хорошая, говорит, обстановка в республике, вы идете вперед". А через две недели бюро ушло в отставку.
Когда вся эта информация стекается к М. С. Горбачеву, она не совсем правдивая. Так было, видимо, и по Азербайджану, и по Фергане, и решения принимаются не совсем удачные.
***
Итак, что случилось в Уфе, более или менее ясно. Между партией и неформальными движениями взаимопонимания пока нет. За кем пойдут люди - покажет время.