Примерное время чтения: 6 минут
203

ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ. Куда плывет "Наутилус"?

Наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ беседует с лидером группы "Наутилус Помпилиус" В. БУТУСОВЫМ и поэтом И. КОРМИЛЬЦЕВЫМ.

КОРР. Илья, недавно вам была присуждена премия Ленинского комсомола. Говорят, что вы от нее отказались. Почему?

И. К. Я просто не мог и не хотел ничего принимать от этой организации. Признавая, что в комсомоле есть отдельные порядочные люди, я всегда считал, что его высший эшелон - это сборище бездельников. Кроме того, бумагу на наше награждение подписал А. Иванов, который, возглавляя журнал "Молодая гвардия", неоднократно обрушивался на рок-музыку...

И, во-вторых, я глубоко убежден, что подобные премии, особенно в области литературы и искусства, не нужны и вредны: они выделяют, зачастую необоснованно, не самых лучших среди равных. Причем решения выносят чаще всего люди, которые не имеют ни малейшего представления о том, за что и кому они присуждают премию.

КОРР. Слава, а ты тоже отказался от премии?

В. Б. Так же, как и Илья, я не вижу логики в таких награждениях, и, думаю, премия была присуждена благодаря настойчивости отдельных комсомольских работников. А все деньги я перечислил в Советский фонд культуры и в один из детских домов Свердловска.

КОРР. Теперь поговорим собственно о делах группы. Каковы ближайшие планы "Нау"?

В. Б. Наконец-то набран новый состав, который сейчас готовится к концертной работе, и записан новый магнитофонный альбом. При ленинградском отделении Советского фонда культуры открыта студия "Наутилус", на "Ленфильме" запущен в производство полнометражный художественный фильм с нашим участием.

КОРР. Можно ли обозначить основную концепцию вашего нового альбома?

В. Б. Концепция у группы была всегда одна: мы пытались говорить об общечеловеческих ценностях. Но если раньше в наших песнях было достаточно много, скажем так, лозунговости, патетики, то сейчас мы более спокойны.

И. К. Действительно, задача была всегда одна - писать песни о том, о чем хочешь писать в настоящий момент. Мы никогда не пытались учить молодежь жить правильно.

КОРР. Но популярность группе принесли именно социальные композиции, такие, как, например, "Скованные одной цепью".

В. Б. Да, но в ней сказано о нашем отношении к политическому строю настолько ясно, что повторяться не имеет смысла.

КОРР. Никто не оспаривает факта, что "Наутилус Помпилиус" имеет сильное влияние на молодежь. Осознаете ли вы ту ответственность, которая лежит на вас?

И. К. Я глубоко убежден в том, что на людей практически никогда не может подействовать то, чего они сами внутри себя бы не ощущали и с чём в душе уже не были бы согласны. Бывает, конечно, что песня все переворачивает в человеке. Но и в таких случаях люди уже думали определенным образом, просто не могли выразить свои чувства словами.

КОРР. Сейчас, в отличие от середины 80-х годов, на отечественной сцене наблюдается засилье поп-музыки. В чем, по-вашему, причины этого?

В. Б. Я думаю, что подростки видят в нынешних модных певцах и ансамблях себя и любят их за это.

И. К. А мне было странно наблюдать то, что происходило вокруг рок-н-ролла два-три года назад. Я когда-то долго не мог понять, как можно слушать группу "Мираж". Но, прожив два года в провинциальном городке, понял, что именно такая музыка была нужна большинству той молодежи, которой, кстати, Гребенщиков казался чужаком, инопланетянином. Можно ли за это осуждать? Нет, тем более что во всем мире "попе" пользуется гораздо большей популярностью, чем рок.

Но таким образом обстоят дела не только с популярной музыкой. Вообще беда в том, что у нас каждая группа населения требует, чтобы весь народ был таким же: политики хотят, чтобы все волновались по поводу внутренних и международных дел, журналисты полагают, что людей крайне беспокоят раздоры между изданиями, и т. д. Похоже, мы весь мир хотим превратить в дискуссионный клуб. На самом деле большинство граждан, как у нас, так и на Западе, интересуется прежде всего своими личными проблемами. Так было, и так будет. И в этом ничего страшного нет.

КОРР. А каково ваше отношение к "афганцам"? Судя по песне "Мой брат Каин", оно, что называется, "не очень"...

И. К. Дело в том, что композиция написана о наиболее экстремистской части "афганцев". Собственно, главный герой этой песни просто больной человек, размахивающий ножом направо и налево. А в основном, насколько мне известно, "афганцы" - это нормальные ребята, может быть, лишь более измученные и нервные, чем мы.

Конечно, сейчас можно предъявлять какие угодно претензии к тому времени. Но мне лично стыдно, что у нас, в отличие, например, от США, молодые ребята не сжигали своих повесток перед военкоматами. Приказали - и все пошли, а потом уже стали кричать. Впрочем, это все очень по-русски... Другой народ, может, и не заставили бы идти воевать в Афганистан, а нас заставили. Значит, все в равной степени разделяют вину. Кроме тех, кто сразу сказал правду об этой войне...

КОРР. Согласен, что одной из причин этой трагедии была наша безропотность, которая хотелось бы надеяться - начинает пропадать. Но вот вопрос: исчезнет ли она когда-нибудь?

И. К. На это ответил еще Чаадаев, который сказал, что это произойдет, когда вырастет первое непоротое поколение. У нас в истории такого еще практически не было.

Причем тут стоит оговориться: ведь когда кого-то лично обижают, то какой русский безропотно снесет обиду? Зато мы стерпим любые унижения, которые достаются всем поровну...

КОРР. Какие человеческие черты вам не нравятся больше всего?

И. К. Когда человек живет по программе, придуманной не им. Когда руководствуется лишь чужими предписаниями типа: так надо, а так не надо.

В. Б. Мне проще сказать о том, что необходимо человеку: доброжелательность и открытость, хотя это и звучит банально.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно