За три с лишним десятка лет совместными решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а в перестроечное время - единоличными постановлениями и распоряжениями Совмина, в народном хозяйстве создана почти 300-тысячная военизированная трудовая армия.
"ТЕНЕВАЯ ТРУДАРМИЯ"
МИЛЛИОНЫ ГРАЖДАН прошли в ней повинность, не предусмотренную ни Конституцией СССР, ни Законом "О всеобщей воинской обязанности". Своими хозрасчетными "войсками" обзавелись Минэнерго и Минуглепром, Минводстрой и Мосстройкомитет, строительные министерства Украины, Белоруссии и другие - два десятка невоенных ведомств. Многие из них не сумели организовать труд и быт военных строителей и даже обеспечить фронтом работ на объектах, для которых запрашивали у правительства воинские формирования.
Поиски на стороне заработков для своего содержания, атмосфера произвола и бесправия вызвали в последние годы резкий рост преступности среди военных строителей таких ведомств. К тому же осужденный за преступление оказывается подчас в лучших условиях, чем законопослушный строитель.
К примеру, 158-й и 276-й военно-строительные отряды (ВСО), переданные Минюгстрою РСФСР для сооружения Астраханского газоперерабатывающего комплекса, расположены в запрещенной для проживания людей пятикилометровой зоне под выбросами сероводорода. Год назад Госстрой СССР по предложению Минздрава страны расширил санитарно-защитную зону до 8 км и обязал ПО "Астраханьгазпром" отселить из нее население. Но в проекты этой работы заложена безнравственная экономия на здоровье военных строителей, вывод ВСО из опасной зоны не запланирован.
ТАК ДЛЯ КОГО ЖЕ ЗАКОН?
По поводу этих и других отрядов Главный военный прокурор как заместитель Генерального прокурора СССР 15.11.89 г. направил предписания соответствующим министрам об устранении нарушений закона. В силу статьи 24"sup"1"/sup" Закона о прокуратуре СССР должностные лица обязаны принять решение о немедленном исполнении такого предписания. При несогласии - обратиться с жалобой к Генеральному прокурору СССР, что, однако, не приостанавливает исполнение предписания.
Со своей стороны Генеральный прокурор СССР А. Сухарев поставил перед Советом Министров СССР вопрос о всей незаконной практике содержания воинских формирований в народнохозяйственных ведомствах. Не имея права опротестовывать решения правительства, он 22.11.89 г. внес ему представление с предложением рассмотреть целесообразность содержания ВСО. Если же нельзя обойтись без этих отрядов, необходимо определить их правовое положение через Верховный Совет СССР и принять меры к созданию нормальных условий службы.
РАССМОТРЕТЬ... И ЗАБЫТЬ!
А вот что пришло вместо ответа Генеральному прокурору СССР из Совмина:
"1. Совету Министров РСФСР (т. Табееву), Минэнерго СССР (т. Семенову), Минуглепрому СССР (т. Щадову).
Прошу рассмотреть вопросы, поставленные в записке т. Сухарева, и принять меры к наведению должного порядка в использовании военно-строительных отрядов и созданию для них соответствующих социально-бытовых условии.
2. Госплану СССР (т. Смыслову), Госстрою СССР (т. Серову), Минобороны СССР (т. Моисееву).
3 января 1990 г.
Л. ВОРОНИН".
По примеру первого заместителя Председателя Совета Министров СССР поступили и некоторые должностные лица рангом пониже. Министр строительства в южных районах РСФСР А. Щепетильников, например, не стал выполнять или обжаловать предписание заместителя Генерального прокурора СССР. Он даже не удостоил его персональным ответом. Замминистра Е. Бортников вместо неотложных мер направил 18.01.90 г. в военную прокуратуру письмо, выдержанное в духе времен всеобщего благодушия. Мол, семьи офицеров и прапорщиков из пос. Аксарайского отселены, вредных выбросов в атмосферу становится меньше, к тому же на январском заседании Президиума Совмина СССР рассматривался вопрос о развитии Астраханского газового комплекса и поручена разработка мероприятий по экологической безопасности. О перемещении в безопасное место военных строителей, казармы которых находятся в трех километрах от комбината, - ни слова.
СНОВА ЧЕРЕЗ РЕПРЕССИИ?
Как видно, сдержанные средства из прокурорского арсенала не восстановили законность. Поэтому 1 февраля с. г. в отношении должностных лиц "Астраханьгазпрома" возбуждено уголовное дело. Займут ли на этот раз место на скамье подсудимых руководители, попирающие законы и права людей? Согласится ли новый состав Верховного Совета РСФСР иметь в республике таких министров, как А. Щепетильников? Вспомнит ли народный депутат СССР И. Дьяков о своих избирателях из Аксарайских ВСО?
Остается, вероятно, добиваться у Совмина соблюдения законов через Комитет конституционного надзора СССР.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ
Генеральный прокурор СССР 25.02.90 г. снова внес представление в правительство. На этот раз предложил оформить в законодательном порядке или прекратить противоречащую закону практику ежегодного привлечения военнослужащих и военнообязанных запаса под видом сборов на перевозку урожая. Прокурорские проверки обнажили иллюзорность экономической выгоды участия воинских автобатальонов в уборке урожая. В прошлом году для страны в целом при видимой выгодности для агропрома и предприятий только поддающийся подсчету убыток превысил 100 млн. рублей. Причина - в использовании целых автобатальонов вместо доукомплектования недостающими шинами и аккумуляторами автотранспорта сельского хозяйства.
Срок рассмотрения представления истекает, и уже очевидно, что третья сессия Верховного Совета СССР упомянутые здесь вопросы законодательно не решит.
Тем временем в армии и на флоте ведется подготовка техники к новой страде, военкоматы планируют призыв запасников. А из ВСО народного хозяйства во все адреса идут тревожные запросы. Тысячи людей не имеют работы. В тресте "Калининстрой-1" военным строителям за простой выплачено в 4 раза больше, чем им удалось заработать за первые месяцы 1990 г. Такое же положение в ряде других мест на объектах тех самых "т. Серова и других", названных в поручении правительства...
В. ПРИЩЕП, полковник юстиции, Главная военная прокуратура СССР.