23 мая состоялась пресс-конференция, на которой член Политбюро ЦК КПСС, Первый заместитель Председателя Совмина СССР, председатель Госплана СССР Ю. МАСЛЮКОВ, заместитель Председателя Совмина СССР, председатель Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе Л. АБАЛКИН и председатель ВЦСПС Г. ЯНАЕВ ответили на вопросы журналистов о предстоящем переходе к рыночной экономике.
- Почему неприемлем (так заявляет правительство) "шоковый вариант", то есть быстрый, бескомпромиссный путь к рынку?
Ю. М. Этот вариант связан с многократным повышением цен, что не может быть приемлемым при существующем уровне жизни многих граждан. "Шоковый вариант" может привести к увеличению числа безработных. Сейчас их у нас около 6 млн. человек (в основном за счет среднеазиатских республик), а будет почти 40 млн. Обеспечить им существование будет чрезвычайно трудно, наш бюджет этого не выдержит.
Кроме того, "шоковый вариант" привел бы к массовому закрытию убыточных предприятий, чего тоже не выдержит наша экономика. Поэтому мы предлагаем вариант постепенного перехода к рынку.
- Уже решено вдвое повысить цены на хлеб. Но ведь нам не единожды обещали, что без референдума повышения цен не будет. Как же так?
Ю. М. Правительство решило досрочно повысить закупочные цены на зерно, чтобы стимулировать внутри страны его производство и продажу. Если на хлеб и хлебобулочные изделия мы с 1 июля повысим вдвое и розничные цены, то население полностью получит компенсацию. Спрашивается, зачем брать деньги, чтобы их отдавать назад? Смысл в том, чтобы мы бережливее относились к продовольствию.
- В связи с наличием предприятий-монополистов, что будет сдерживать рост цен? Ведь они могут диктовать любые цены!
Ю. М. Готовится антимонопольное законодательство, которое усилит контроль над доходами монопольных предприятий. К тому же часть предприятий будет переходить к акционерным обществам, появится конкуренция.
- Учитывали ли вы фактор времени? Ведь население может не выдержать постепенного перехода к рынку.
Ю. М. Выбор будет делать народ. Программа будет принята, если он ее поддержит. И тогда через 2 - 3 года рынок существенно изменится.
Л. А. Откладывать дальше нельзя. Иначе еще большая тяжесть перехода к рынку ляжет на последующие поколения.
- Не будут ли предприятия придерживать продукцию, чтобы ее затем реализовать по более высоким ценам?
Л. А. Если будет всеобщее согласие, то этого не произойдет. Но кое-какие меры мы примем.
- Что произойдет с денежными вкладами населения в Сбербанке?
Л. А. Правительство должно вести честную политику. Люди дали деньги в долг государству, а долги надо возвращать. Это трудный вопрос, но доверие к правительству еще дороже. Без него не может быть согласия, реальных реформ.
- Поддерживают ли советские профсоюзы переход к рыночной экономике?
Г. Я. Профсоюзы - за, при соблюдении социальных гарантий. Этот переход будет совершен только после того, как в рыночную систему мы вмонтируем социальные амортизаторы: примем Закон о занятости, введем индексацию повышения цен, чтобы свести к минимуму те последствия, которые могут породить рыночные отношения.
- Будет ли разрешена частная собственность?
Л. А. Закон о собственности предусматривает равные условия для разных форм собственности. Значительная часть предприятий торговли, сферы обслуживания будет преобразована в арендные, акционерные предприятия. Мы не исключаем даже возможную их продажу.
- Появится ли биржа акций?
Л. А. Для того чтобы продавать ценные бумаги, надо их иметь. Считаю, что в течение трех лет будут созданы все условия для создания такой биржи.
- Что будет с отраслевыми министерствами?
Ю. М. Они станут выполнять функции ассоциаций, консорциумов, которые должны работать на договорной с предприятиями основе.
- Сейчас принимается Закон о налогообложении, который противоречит идее рыночной экономики. Где логика?
Л. А. Проект этого Закона приспособлен к рыночной системе. До сих нор существовали индивидуальные нормативы, теперь мы переходим на линейный налог, это типичный элемент рыночной экономики. Предельную ставку - 30% рентабельности - мы рассматриваем как антиинфляционную меру.
- А если предприятие при снижении цен достигнет большей рентабельности?
Л. А. Такие предприятия будут освобождены от налогов.
- Когда будет, проведен референдум?
Ю. М. Это должен решить Верховный Совет СССР.
- Если правительство проиграет референдум, уйдет ли оно в отставку?
Ю. М. Если общество не примет программу перехода к рынку, то правительство уйдет в отставку.
- Когда можно будет говорить о конвертируемости рубля?
Ю. М. Частичная конвертируемость должна возникнуть в 1993 г. По всем внешнеторговым операциям - в 1995 г. А полная конвертируемость - к 2000 г. Для этого нужно иметь уровень эффективности и качества производства, соответствующий мировому.
- Если общество откажется от повышения цен, есть ли у вас запасный путь?
Ю. М. У нас нет. Альтернативы рынку нет.
- Считаются ли власти с тем недовольством, которое растет в обществе?
Л. А. Мы понимаем, что без достижения согласия общества идти на реформы нельзя. Правительство готово к широкому обсуждению своей программы, готово к референдуму.
- Не боитесь ли вы, что эта программа приведет к неожиданным результатам?
Л. А. Переход к рынку - назрел, необходим, он объективно задан состоянием экономики, а не чьим-то желанием.