Примерное время чтения: 6 минут
157

БОЛГАРИЯ - НА ПУТИ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. "Нас не пугает кризис"

Ощущение напряженности охватывает всех приезжающих в Болгарию прямо с порога - с международного аэропорта в Софии.

Вот уже много месяцев страна живет в состояния экономического и политического стресса, во многом схожего с тем, в котором живем и мы.

Недавно из Болгарии возвратились корреспонденты "АиФ" А. БИНЕВ и Д. ГРАНЦЕВ. В ходе своей поездки они встретились с заместителем Председателя Совета Министров НРБ, профессором права Норой АНАНИЕВОЙ и Председателем Комитета по труду и социальному обеспечению Георгием НАЧЕВЫМ.

- Можно ли назвать сегодняшнее положение страны кризисным?

Н. А. Именно так - у нас кризис во всех сферах: политической, экономической и социальной. Я бы даже сказал - в социально- психологической. В оценке этой ситуации согласились все - и социалисты, и оппозиция.

- Есть ли у правительства позитивная программа?

Н. А. Безусловно. Она состоит из двух частей: первая - перспективная (долгосрочная) экономическая реформа, вторая - краткосрочная программа неотложных мер на базе перспективной реформы. Лейтмотивом программ является переход от плановой к рыночной экономике.

- Централизованное планирование разрушает естественные процессы, по которым развивается свободный рынок. У нас же часто употребляется словосочетание планово-рыночная экономика. Не видите ли вы в этом противоречия?

Г. Н. У нас это понятие не употребляется. Мы ставим перед собой задачу провести полную и подлинную экономическую реформу. Но я не вижу особых противоречий в нем, так как невозможен переход от плановой к рыночной экономике без сочетания в переходный период обеих форм. И все же основным регулирующим фактором у нас будет рынок, то есть спрос и предложение.

Н. А. Может быть, и надо бы согласиться с этим как с переходным явлением, но я все же очень скептически настроена к понятию планового регулирования. Я считаю, что государство должно заниматься социальной защитой населения, то есть быть социально ориентированным. Но огосударствление всей экономической и общественной жизни - это наша беда, наша трагедия...

- Существует ли у вас безработица, чем она обусловлена?

Г. Н. До недавнего времени у нас об этом не говорилось, хотя безработица у нас всегда существовала, правда, скрытая, "теневая". Это было связано с низкой эффективностью труда. Теперь положение усложнено многими процессами зарождающихся рыночных отношений.

Сейчас у нас более 60 тыс. безработных. Но цифра требует уточнения, так как в нее попали и те, кто перемещается с места на место и не является безработным в классическом смысле. И в то же время у нас около 66 тыс. свободных мест по стране. Для трудоустройства на эти места безработных требуется их переквалификация.

В этом году значительно уменьшатся объемы производства в машиностроении, электронике, но в первую очередь в экологически вредных производствах. И даже с учетом переквалификации и трудоустройства имеющихся на сегодняшний день безработных к концу года можно ожидать, что их число вновь достигнет 50 тысяч.

Плохо, что безработица стала расти в условиях дефицита внутреннего рынка, нехватки товаров. В столице, как нас уверяет ее мэр, в связи с ростом числа частных фирм появится к концу года 20 тыс. мест.

Шесть месяцев безработным будет выплачиваться пособие, начиная от 90% от последней зарплаты, ежемесячно уменьшаемое (до 60%), и в последующие после этого 3 месяца будет выплачиваться минимальная зарплата. Параллельно с этим мы намерены проводить переквалификацию безработных.

Мы готовы и к тому, чтобы использовать позитивный фактор безработицы для улучшения качества и эффективности труда.

Н. А. Мы вынуждены были пойти на непопулярные меры с целью преодоления бюджетного дефицита: сократили субсидии общественным и политическим организациям, инвестиции в тяжелой промышленности, ограничили деятельность по благоустройству. Нетронутыми остались лишь образование, здравоохранение и переквалификация рабочих специальностей.

- Есть польский, венгерский варианты реформ, а существует ли болгарский?

Н. А. Думаю, что да. Оппозиция считает, что мы очень медлим с реформами. Мол, венгры и поляки подают нам пример. Но у нас своя собственная специфика - и в экономической, и в политической, и даже в социально-психологической сферах.

- Если новая Болгария - это сочетание всех форм собственности, то нет ли опасности восстановления капитализма? В чем гарантия социализма в Болгарии?

Г. Н. Нас не пугает кризис, равно как и наличие всех форм собственности. Не пугает, если одна или другая из этих форм получит естественное преимущество. Главное - это расширение производства, обогащение страны посредством роста доходов ее граждан. Мы не боимся частной собственности. Но на основе общего согласия всех политических партий мы определили области, где возможна лишь государственная собственность: военная промышленность, водные ресурсы, дороги, леса, атомная энергетика и т. п. В то же время идет активный процесс приватизации, то есть разгосударствление и передача в частные руки торговой сети, автомобильного транспорта, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

Н. А. В свое время мы перепутали местами цели и средства, приняв форму собственности за цель.

- Какова сумма внешнего долга Болгарии?

Н. А. 10,8 млрд. долларов. Кризис в определенном смысле коснулся и экономической сферы болгаро-советских связей. Обе наши страны переходят на рыночные отношения, а значит, будут меняться и формы связей. Главное, что мы отходим от догм и в этой области. У оппозиции своя точка зрения - там больше ориентируются на Запад. Здесь мы расходимся во взглядах.

- 10 июня в Болгарии состоятся выборы в парламент. Предстоит борьба между различными партиями. Смогут ли советские граждане и после выборов также свободно приезжать в Болгарию?

Г. Н. Отношения между нами, независимо от результатов выборов, останутся неизменными. Мне даже приходилось слышать, что некоторые советские граждане изъявляют желание временно работать у нас. В недалеком будущем станет вполне реальным и это. Для туризма же наша страна всегда была и будет открытой. Конечно, звучат различные высказывания внутри некоторых политических группировок, но большинство сохраняет прежнюю ориентацию.

Нет никаких оснований считать, что отношения с СССР претерпят изменения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно