Шестьдесят два года назад отечественная и мировая пресса много писала о ледоколе "Красин", который спас международную экспедицию итальянца Умберто Нобиле, потерпевшую аварию на дирижабле вблизи Северного полюса...
ИСТОРИЯ этого корабля примечательна. Он был построен в Англии по заказу русского правительства в 1917 г. и получил имя "Святогор". Многие годы этот ледокол оставался одним из самых крупных и мощных в мире. В 1926 г. судно получило имя "Красин" - в честь видного советского дипломата Л. Красина.
После успешного завершения поисков группы Нобиле "Красин" участвовал в целом ряде других экспедиций, среди которых - спасение потерпевшего аварию у берегов Шпицбергена крупнейшего немецкого лайнера "Монте-Сервантес" с 1500 пассажирами на борту, участие в спасении экипажа затертого во льдах советского ледокола "Челюскин", прокладка новых ледовых трасс на Северном морском пути.
Во время второй мировой войны после переоборудования и установки на палубе вооружения "Красин" входил в состав международного конвоя Р-15, участвовал в эскортировании советских, английских и американских судов. В 50-е годы ледокол был реконструирован и долгое время работал в составе Арктического флота СССР.
После проведенного в 70-х годах капитального ремонта ледокол стал научно - исследовательским судном Министерства геологии. Однако в 80-х годах он все реже выходит в море, подолгу простаивает у причала и даже "приговаривается" к полному списанию...
Новая страница в истории "Красина" открылась с передачей судна Международному фонду истории науки. При деятельном участии Всесоюзного общества "Знание" планируется использовать корабль в качестве историко-научного и исследовательского центра. Начало этому уже положено: после долгой стоянки у причала "Красин" в августе - сентябре 1989 г. совершил свой первый большой научный рейс из Мурманска в Ленинград с заходом в столицы и порты Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии.
Сегодня "Красин" - в Ленинградском морском порту. Обновлена команда ледокола, поддерживается жизнеспособность всех агрегатов и систем корабля. Разработана программа реставрации и значительного совершенствования технической базы судна.
Однако для использования корабля как плавающего научного, музейного и просветительского центра необходимы дополнительные средства. Поэтому сообщим адрес Международного фонда истории науки: 199034, Ленинград, Университетская набережная, 5. Расчетный счет фонда: 700010058 в Ленинградском областном управлении Внешэкономбанка СССР, МФО 805023 (для советских денег) и 570000024 в Ленинградском областном управлении Внешэкономбанка СССР, МФО 805023 (для конвертируемой валюты).
Во время зарубежных рейсов будет возможность организовать на корабле выставки и экспозиции, проводить научные встречи и симпозиумы, пропагандировать и рекламировать деятельность советских и зарубежных организаций.
А. ПАРХОМЕНКО, кандидат технических наук; Е. РЫМКО.