Недавно премьер-министр сказал о наших закупках зерна за рубежом в объеме 44 млн. т. Как же преодолеть эту не делающую нам чести тенденцию?
Вот что думает начальник Управления статистики агропромышленного комплекса Госкомстата РСФСР, кандидат экономических наук В. НЕФЕДОВ.
В начале века Россия традиционно поставляла на мировой рынок пшеницу, рожь, ячмень, овес. В 1909 - 1913 гг. она ежегодно вывозила около 10,5 млн. т. зерна. Сейчас наша страна возглавляет список крупнейших импортеров зерна, среди которых Япония, Китай (по пшенице), Египет, Иран, Саудовская Аравия.
Есть два подхода к решению зерновой проблемы. Одни доказывают, что производство зерна в расчете на человека необходимо довести до 1 т или почти до 300 млн. т. в целом по стране. Другие призывают более эффективно использовать зерно, обходиться нынешними его ресурсами.
В поддержку этого имеются очень убедительные аргументы. Так, страны ЕЭС, где потребляется (на продовольственные цели и на фураж) в расчете на душу населения около 500 кг зерна, как известно, неплохо себя кормят и немало продуктов животноводства экспортируют. В нашей стране вместе с импортом расходуется на душу населения примерно столько зерна, сколько и в США (около 850 кг), хотя отдача далеко не одинаковая. Думается, что на практике нам следует более рационально использовать имеющиеся зерновые ресурсы, сокращать потери, которые, по подсчетам специалистов, составляют около 30 млн. т.
Гибкая ценовая политика, всесторонняя поддержка товаропроизводителей - определяющие условия коренного улучшения положения дел в зерновом хозяйстве и в агропромышленном комплексе в целом. Нам нужны новые нестандартные меры стимулирования, так как старые себя изжили, не дав ожидаемых результатов. *В частности, в 1989 г. при валовом сборе зерновых культур в объеме 196,4 млн. т в амбарном (после доработки) весе в государственные ресурсы поступило 59 млн. т зерна, или на 27,3 млн. т меньше, чем было предусмотрено государственным заказом.
Вероятно, недавно принятое правительством решение о примерно 50%-ном повышении закупочных цен на зерно урожая 1990 года изменит эту ситуацию к лучшему.
С августа прошлого года проводится эксперимент по продаже сельскохозяйственными предприятиями государству зерна твердой (классной), сильной и наиболее ценных сортов пшеницы (а также гороха, люпина и семян масличных культур) на свободно конвертируемую валюту.
Каковы же первые результаты этого эксперимента? Они довольно скромные. *На свободно конвертируемую валюту в хозяйствах страны в 1989 г. закуплено 223 тыс. т пшеницы сильных, твердых и ценных сортов, что составляет 0,9% общего объема закупок пшеницы этих сортов, в Российской Федерации - 97 тыс. т, или 0,8%.
* В РСФСР продажу зерна за валюту вели хозяйства 13 территорий, причем на долю Воронежской, Ростовской областей, Краснодарского, Алтайского краев пришлось четыре пятых объема такой реализации.
В колхозах и совхозах довольно осторожно отнеслись к участию в этом эксперименте, хотя его условия, казалось бы, очень заманчивы. По данным Госкомстата РСФСР, на 9 территориях России, которые реализовали за валюту почти 90% поставленного по этому каналу государству зерна, 2,2 тыс. хозяйств выполнили условия для продажи его за валюту (произвели и реализовали государству зерна в целом не меньше среднегодового уровня, достигнутого в 11-й пятилетке). Однако воспользовались возможностью получить валюту лишь 106 хозяйств (5%).
Почему? Обследование 357 хозяйств, не воспользовавшихся возможностью продавать зерно за валюту, одной из основных причин этого назвало установление низких цен в валюте.
* Колхозы и совхозы, реализовавшие зерно за валюту, получили примерно 50 инв. руб. за тонну.
А какие же цены на зерно в других странах? ФРГ, например, в 1987 г. платила своим фермерам 316, Бельгия - 313 долл. за тонну. Мы своему крестьянину за такое же зерно платим гораздо меньше, чем зарубежному фермеру. (Цена за импортную пшеницу - 160 - 180 долл. за тонну и 20 долл. за перевоз).
В 57% обследованных колхозов и совхозов отметили, что они не пожелали продавать зерно за валюту из-за опасения потерять привычные надбавки, встречную продажу ресурсов. Ведь за тонну сильной и наиболее ценных сортов пшеницы они получили до 150 руб. А собственная валюта для колхозов и совхозов - дело новое.
В более чем половине обследованных хозяйств не уверены, что смогут реализовать валюту. На эту причину сослались руководители и специалисты 61 из 94 хозяйств в Воронежской области.
44% хозяйств волнует отсутствие самостоятельного выхода на внешний рынок для использования валюты.
В 41% колхозов и совхозов среди причин, сдержавших продажу зерна за валюту, было названо позднее издание постановления, разрешающего ее проведение.
Почти в каждом третьем хозяйстве было отмечено, что порядок оформления документов при продаже зерна за валюту слишком сложный.
И все-таки предварительные итоги проводимого эксперимента положительные. Трудности преодолимы. Нужно, используя валютные формы стимулирования сельскохозяйственного производства, направлять золотые ресурсы для решения застарелых и насущнейших социально-экономических проблем своего крестьянина, своего родного сельского хозяйства, а не для процветания зарубежных партнеров.