По сообщениям из Верховного Совета РСФСР, в настоящее время с участием представителей других республик проводятся консультации по вопросам Союзного договора, который уже в самом недалеком будущем определит характер обновленного Союза ССР. В своих письмах читатели высказывают обеспокоенность тем, что такой жизненно важный вопрос не находит отражения на страницах печати. Учитывая это мнение, мы попросили высказаться на данную тему Первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР Р. ХАСБУЛАТОВА.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА
До октября 1917 г. марксисты-ленинцы мало задумывались над государственным устройством будущего социалистического Отечества. Провозглашенный тезис "о национальном самоопределении" трактовался весьма однозначно. У большевиков-ленинцев была вполне конкретная позиция лишь в отношении Польши и Финляндии - им надо предоставить возможность отделения от России как независимым, суверенным государствам. Возможный выход из будущего Российского государства других национальных окраин не обсуждался даже теоретически.
Гражданская война и военный коммунизм заставили отложить вопросы как теории, так и практической политики в сфере государственного устройства. Окончание гражданской войны и особенно переход к новой экономической политике вновь поставили на повестку дня задачу государственного переустройства, создания устойчивой политической системы в рамках бывшего Российского государства. Уже в тот период во взглядах руководящих кругов партии и государства выявились две тенденции: одна к созданию унитарного государства, которую до некоторой степени (особенно вначале) разделял и сам Ленин, другая - к конфедерации союзных государств, за что выступали прежде всего руководители Украины и Закавказья. В результате дискуссий "вождей" революции, эпизодического участия в них тяжело больного Ленина, трагических конфликтов между представителями Центра и "периферии" был принят первый Союзный договор - вполне конфедеративный по форме и жестко унитарный по сути дела, лишающий какой-либо самостоятельности как союзные республики, так и автономные образования.
Такая жестко централизованная политическая система заведомо противоречила формирующейся в рамках нэпа экономической системе свободного рынка.
Первые же удары по неототалитаризму, вовлечение в демократический процесс широких слоев народа привели к распаду этой политической системы.
Республики требуют права на самоопределение, экономический и политический суверенитет. Парламенты принимают законы, утверждающие этот суверенитет. Появляются теоретические концепции от идеализации прошлого или "нового Союзного договора" до полного выхода из Союза. Необходимы быстрые решения, поскольку события опережают действия государственной власти, ее Центра в особенности.
ОСОБЕННОСТИ РСФСР
Первая. Центр традиционно, на протяжении более 70 лет, отождествляет себя именно с Россией. Он прежде всего непосредственно руководил Россией - ее собственный парламент, правительство и иные учреждения являлись лишь "дочерними филиалами" истинного кремлевского руководства россиянами. Поэтому за нынешние проблемы России меньше всего несут ответственность другие союзные республики, навязавшие, по утверждению отнюдь не бескорыстных радетелей интересов России, неэквивалентный обмен товарами и услугами более чем на 70 млрд. руб. в ежегодном исчислении. Это - следствие сознательной политики Центра, "растворившей" Россию в общесоюзных партийных, экономических, административных и хозяйственных структурах. Именно поэтому объявление России суверенным союзным государством имеет не только локально - республиканское, но и важное общесоюзное значение.
Вторая. Россия - федеративное государство, в составе которого автономные республики, автономные области, автономные округа. При этом федеративное устройство РСФСР отличается своей спецификой.
Во-первых, автономии - не административные единицы (наподобие областей и краев), а специфические формы хотя и ограниченной, но государственности. Они признаны полноправными субъектами и РСФСР, и Союза ССР.
Во-вторых, их государственность провозглашена в районах компактного проживания конкретных наций на территориях, исторически принадлежащих этим нациям. Поэтому методы механического сравнения автономий с областями, краями РСФСР (как бы велики они ни были) или даже с другими государствами здесь полностью неприемлемы.
В-третьих, в итоге, для России союзные государства - это как бы "внешний", "верхний" уровень субъектов Союзной Федерации, а автономии - "внутренний", структурообразующий фактор, наличие которых единственно позволяет определять Россию как многонационально - государственную федерацию - РСФСР.
Третья. Россия объективно заинтересована в тесных политических, экономических и культурных связях с союзными государствами и не намерена прерывать эти связи. Более того, мы полны решимости их интенсифицировать, но уже под собственным, российским контролем. Поэтому с позиций России основная ее задача не в том, чтобы "выйти из состава СССР", а коренным образом изменить принципиальное положение во взаимоотношениях по оси "Центр - союзные государства". Как и каким образом?
МЕТОД ДОГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
Независимо от Конституции СССР, сложившаяся политическая практика утвердила принцип осуществления власти "сверху вниз": Центр своей властью непререкаемо определяет объемы как своих полномочий, так и полномочий республик. Провозглашение суверенитета республиками кардинально изменяет этот порядок. Суверенитет республик требует, во- первых, четкого определения, какие полномочия каждая из республик намерена предоставить Центру - союзным органам власти и управления.
Во-вторых, союзные государства определяют характер и объемы полномочий, передаваемых Центру, поэтапно: на первом этапе - на уровне своей республики, на втором - в ходе переговорного процесса с другими участниками нового Союза. При этом возможен договорный процесс без участия ныне действующего представительства Центра, ибо неправомерно рассматривать его в качестве правопреемника нового Центра.
Новый Центр - союзные органы власти и управления - это продукт, всецело определяемый союзными государствами как следствие результатов их договорного процесса. Поэтому имеет смысл проводить консультации и переговоры поочередно в столицах республик, а не только в Московском Кремле, и завершить их в течение 3 месяцев с момента начала.
В ходе переговоров союзные государства прежде всего определяют принципы объединения: права граждан и их равенство, право на полную независимость республик, первичность их прав по отношению к правам Союза и т. д. Далее могли бы следовать нормы относительно процедуры разрешения споров и конфликтов, двусторонних и многосторонних обязательств союзных государств и соглашений.
Особо важный вопрос - это взаимоотношения будущего Союзного договора с Конституцией СССР. Здесь некоторые специалисты предлагают три варианта решения: первый - Союзный договор заменяет Конституцию СССР; второй - Конституция СССР - часть Союзного договора; третий - Союзный договор становится частью Конституции СССР.
Наиболее логичным, соответствующим понятию "суверенитет союзного государства" является, на мой взгляд, первый вариант, когда Союзный договор заменяет Конституцию. Эту идею не следует упрощенно толковать в том смысле, что отсутствие Конституции приведет к "размыванию" Союза, его Центра. Союзный договор и будет выступать основным и универсальным конституционным актом, определяющим принципиальные нормы, положенные в основу нового Союза государств.
Окончание следует.