РЕСПУБЛИКУ Башкортостан сравнивают с седлом, накинутым на южную оконечность Уральских гор: одно стремя - в Европе, другое - в Азии. Эта евразийская двойственность, так характерная для России в целом, как в капле воды отразилась в истории и современности Башкортостана.
ЕЩЕ в середине XVI века башкирские племена добровольно перешли под покровительство Москвы. Башкиры стали защитниками восточных рубежей государства Российского, прославились как отважные воины и даже были переведены в воинское сословие. А в XVIII веке они вместе с "мужицким царем" Емельяном Пугачевым шли бунтом против царской власти.
Пушкин, Толстой, Аксаков писали о красоте башкирской земли. И в то же время край, обладающий несметными природными богатствами, поражал современников ужасающей нищетой.
Башкортостан стал первой автономной республикой, образованной в составе советской России. Это произошло 20 марта 1919 года на территории так называемой "малой Башкирии" в результате подписания Соглашения с правительством РСФСР.
А в октябре 1990 года республика одной из первых приняла Декларацию о государственном суверенитете в составе обновленной России.
Можно и без "шока"
- Для нас этот документ означал прежде всего право самостоятельно и под свою ответственность решать наши экономические проблемы, - говорит президент Башкортостана Муртаза РАХИМОВ. - Мы разработали и реализовали собственную стратегию социально-экономических преобразований и избежали тем самым многих проблем, которые принесли "шоковые реформы" другим регионам. Нам удалось сохранить государственный контроль над основными отраслями экономики. Благодаря осторожному подходу к приватизации удалось сохранить мощный производственно-хозяйственный комплекс республики, остановить спад производства и в конечном итоге переломить негативные тенденции в этой сфере. По объему промышленного производства сегодня Башкортостан входит в первую десятку среди регионов России.
Или взять село, где живет треть населения республики. Сегодня по валовому объему продукции сельского хозяйства наша республика занимает третье место в Российской Федерации. У нас в агропромышленном комплексе довольно удачно соседствуют коллективные формы организации сельского хозяйства, фермерство и индивидуальный крестьянский труд.
- Однако многие считают, что в основе экономических успехов в республике лежат привилегии, полученные от федерального центра.
- Ну, во-первых, сегодня республика платит абсолютно такие же налоги, как все.
Во-вторых, та часть налогов, которую до этого вроде бы "недополучал" Центр, шла прежде всего именно на финансирование федеральных программ, реализуемых на территории республики, а также на форсированное развитие социальной сферы, газификацию сел, строительство дорог, школ, больниц.
Сегодня Минфин России презентует в качестве своего ноу-хау идею оставлять часть собранных налогов в регионе для того, чтобы сразу на месте, не гоняя деньги в Москву и обратно, оплачивать федеральные расходы на оборонку, на зарплату бюджетникам, на выполнение закона "О ветеранах" и так далее. А ведь это именно та схема, которой мы пользовались на протяжении нескольких лет. Сегодня в республике действует Управление федерального казначейства, и опробованный механизм может эффективно работать и дальше.
В-третьих, в 1997 г. по Договору о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с органами власти Федерации мы получили не только определенные преимущества, но и огромную ответственность перед своим народом за его судьбу, за социально-экономическую ситуацию в республике. И, как видите, с этой ответственностью справляемся. Да так, что порой вызываем зависть у других. Я могу понять эту зависть. Но не понимаю, почему над нами по-прежнему довлеет психология равенства в бедности. Мы готовы делиться своим опытом, готовы помогать другим регионам. Мы - за равенство в богатстве, а не в бедности.
Регионам надо доверять
- А как быть с тем, что многие законы Башкортостана, да и сама Конституция не соответствует федеральному законодательству?
- "Многие" - это сколько? И вдобавок как можно изначально угадать, будет ли наш закон по всем статьям соответствовать федеральному, если Центр хронически опаздывает с принятием соответствующих норм? Конечно, у Госдумы свои приоритеты. Из Москвы, наверное, многие региональные нужды кажутся не настолько важными, иначе не лежали бы по нескольку лет жизненно важные законопроекты, тот же Земельный кодекс. А у нас, в глубинке, ритм жизни совсем другой: конкретные вопросы нужно решать оперативно, и решать в рамках закона. Вот и приходится развивать свое законодательство опережающими темпами.
Кстати, никакой крамолы в этом нет. Мы действуем в соответствии с решением Конституционного Суда РФ, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации принимать собственные законы по предметам совместного ведения, если отсутствует федеральный. Разумеется, когда появляются общефедеральные акты, законодательную базу нужно приводить в соответствие. Вопрос только в том, какой закон лучше: тот, что идет, как говорится, "от жизни" или от некоей абстрактной теории. Поэтому мы выступаем за то, чтобы "приведение в соответствие" носило разумный характер. Если регионы нашли более эффективное решение, то, может быть, есть смысл поправить федеральный закон.
Процесс согласования должен быть двусторонним. Вместе с руководством Татарстана мы направили Президенту России соответствующее предложение. И по его поручению такая работа началась.
А что касается нашей Конституции, то мы планируем привести ее в соответствие с новыми реалиями, в том числе с Договором. За прошедшие годы ситуация сильно изменилась. Мы многое не могли предвидеть и учесть в Основном законе республики.
- Говорят, что относительное благополучие и стабильность в ряде успешных регионов вроде Башкортостана держатся на авторитарном стиле руководства?
- Надеюсь, что не на авторитарном, а на авторитетном. У нас в народе в большей степени сохранились традиции уважения к авторитету и почитания старших. Про меня, например, ходят слухи, что я не отпускаю своих чиновников отдыхать за границу. А ведь я на самом деле ничего не запрещаю. Просто привык проводить отпуск дома, в республике, и многие следуют моему примеру. Раньше наши уникальные здравницы, вроде Красноусольского или Янгантау, находились в кризисе, а теперь достигли мировых стандартов качества услуг и стали очень популярными. В таких условиях зачем госчиновнику вкладывать деньги в развитие чужого здравоохранения? По-моему, это не патриотично.
Федерализм - это технология
- Какими вы видите перспективы Башкортостана в новых российских реалиях?
- Укрепление вертикали федеральной власти - задача крайне актуальная и понятная. У себя в республике мы изначально ставили задачу при проведении любых реформ сохранить безусловную управляемость происходящими процессами. Ведь демократия - не синоним анархии, как и федерализм - не признак слабости федерального Центра. Демократия и федерализм - это технологии управления. Именно федерализм позволяет использовать все богатства конкретного опыта регионов на федеральном уровне. Люди часто сетуют на то, что разного рода реформы проводятся сразу в масштабах всей Федерации. Дескать, надо бы сначала попробовать в лабораторных условиях. А ведь наша республика давно стала такой лабораторией, полигоном для многих интересных и полезных нововведений. Почему бы не взять это на вооружение? Все, что оказывается успешным и эффективным, нужно распространять в рамках Федерации.
Наш Башкортостан лежит на стыке Европы и Азии. В истории республики тесно переплелись судьбы многих народов, культур и религий. Мы - маленькая модель большой Российской Федерации.