Примерное время чтения: 6 минут
240

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Куда ведет след?

10 июля 1990 года итальянской полицией без предъявления ордера на арест взят под стражу Дмитриев Виктор Диодорович, 1944 года рождения, сотрудник Министерства внешних экономических связей СССР, находившийся с 8 июля с. г. в Италии в составе группы специалистов министерства, которые были приглашены фирмой "Оливетти" для стажировки в Центре вычислительной техники. Дмитриеву предъявлено обвинение в экономическом шпионаже.

Корреспондент "АиФ" П. ЛУКЬЯНЧЕНКО встретился с начальником отдела печати и информации МВЭС СССР И. МОРДВИНОВЫМ.

В СВОЕМ ЗАЯВЛЕНИИ от 17 июля МВЭС выражает протест в связи с необоснованностью ареста сотрудника вашего министерства. Однако, если верить публикации корреспондента итальянской газеты "Репубблика", участница этой "шпионской истории" сотрудница отдела торговых связей со странами Восточной Европы фирмы "Оливетти" М. А. Валенте на предварительном следствии признала, что Дмитриев являлся агентом Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР, что именно через него она должна была передать добытые ею секретные материалы и что за это ей было обещано 250 тысяч долларов.

- Действительно, Валенте, возможно, и сделала заявление о том, что Дмитриев якобы является агентом военной разведки. Но давайте разберемся, кто такой Дмитриев, Педагог со знанием иностранных языков. Технического образования у него нет. Коммерсантом он стал по роду работы у нас. Воинского звания у него нет. А если и есть, то не больше, чем старший лейтенант запаса - как и у всех, кто заканчивал вуз с военной кафедрой. Работает Дмитриев в Главном техническом управлении МВЭС, занимающемся строительством оборонных объектов за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями. Подчеркиваю, не технической начинкой этих оборонных объектов, а лишь их строительством.

Насколько я знаю, в данном случае речь шла о покупке не военной техники, а компьютеров для нужд Главного технического управления в комплекте с системой, сохраняющей коммерческую информацию от утечки. Это устройство ничего особого собой не представляет, и в принципе показания Валенте о принадлежности Дмитриева к агентуре ГРУ звучат наивно. Как и откуда она может знать об этом, если ей кто-то это умышленно не подсказал?

- Но согласно информации итальянских газет, устройство "Темпест", вокруг которого разгорелись страсти, не имеет отношения к фирме "Оливетти", а производятся американской фирмой "Диджтл эквипмент"

- И тем не менее какой-то тайны, я полагаю, оно не представляет. Мы обратились к фирме "Оливетти" по поводу этого устройства на основе конкурентного листа. Это обычная коммерческая сделка.

- В том секретном 54-страничном документе, который итальянская полиция изъяла у Валенте, если верить газете "Репубблика", как раз и содержалось описание этого устройства электронной защиты. Но газета "Стампа" утверждает, что, по словам представителя американской фирмы "Диджтл", ее итальянский филиал не располагал такого рода документацией, и более того многотомная документация не могла быть изложенной в таком маленьком объеме.

- Я интересовался этим вопросом, и специалисты мне сказали то же самое, должно было быть не менее 400 - 500 листов технических спецификаций. У меня возникает вопрос: почему итальянским спецслужбам так уж важны интересы американской фирмы? Ведь эта фирма - конкурент итальянской "Оливетти"...

- Но, видимо, филиал любой иностранной фирмы, зарегистрированный на территории Италии, вправе рассчитывать на ту же защиту правоохранительных органов, что и местные фирмы?

- Давайте поставим вопрос по-другому. Фирма "Оливетти" изъявила желание продать нам "Темпест"? Изъявила. И этим все сказано.

Все эти шпионские страсти меня совершенно не беспокоят. Меня беспокоит судьба нашего сотрудника Дмитриева.

- Хотя Валенте и Мариотти, другой участник этой операции, оба являются официальными представителями фирмы "Оливетти" и вели дела от лица фирмы, газета "Репубблика" высказывает предположение, что Мариотти мог пойти на обман советских партнеров и решил сам заработать (а может быть, и вместе с Валенте) на этой сделке, совершенной в обход существующих правил.

- Я этого не исключаю. Может быть, здесь действительно кто-то хотел погреть руки. Хотя должен вам сказать, для сделки 250 тыс. долларов - это не деньги, это копейки. Если бы речь шла о десятках миллионов долларов, тогда другое дело.

- Вы отрицаете, что Дмитриев является сотрудником ГРУ. Но ведь не секрет, что под крышей МВЭС работают люди, в прошлом причастные к деятельности наших спецслужб. Например, по утверждению итальянской прессы, в числе руководителей филиала управления МВЭС Л. Павлов - бывший генерал ГРУ, а А. Золотарев - бывший полковник КГБ.

- Любое государственное учреждение является носителем какой-то служебной, а иногда и государственной тайны и обязано защищать ее. Даже любая коммерческая операция, особенно на большую сумму, является тайной. Поэтому МВЭС не является исключением в этом смысле.

Что же касается Дмитриева, то, спрашивается, зачем людям из нашего ведомства рисковать, подвергать себя опасности, ставить под удар авторитет министерства и страны, если ту же систему, о которой идет в данном случае речь, можно спокойно купить?

- Как сообщает итальянская печать, уже более двух недель в Москве находятся представители итальянских спецслужб, выясняя судьбу Мариотти, внезапно исчезнувшего в аэропорту Шереметьево. Высказываются предположения, что его захватили наши спецслужбы, чтобы обменять на Дмитриева.

- Никакой информацией на этот счет я не располагаю, так как со мной итальянские спецслужбы не связывались. Это предположение очень похоже на домысел.

- Итальянские газеты высказывают мнение, что вся история с Дмитриевым инспирирована не итальянцами, а американцами, которые в борьбе за богатейший компьютерный рынок в СССР тем самым наносят удар ниже пояса своему главному конкуренту - "Оливетти".

- Я в этом просто уверен. Тем более что история эта яйца выеденного не стоит, но шум велик. Для чего это сделано? Не только устранить своего конкурента, но и омрачить визит президента Италии в сентябре этого года. То есть кого-то не устраивает стремительное развитие советско-итальянских отношений во всех областях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно