Примерное время чтения: 4 минуты
91

НА 1992 - 1994 гг. НАМЕЧЕНА РЕФОРМА ОПЛАТЫ ТРУДА. Спасательный круг на переправе к рынку

Перспективам социальной защиты населения в условиях перехода к рынку была посвящена состоявшаяся в пресс-центре МИД СССР пресс-конференция председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам В. ЩЕРБАКОВА. В частности, были даны ответы на следующие вопросы.

- Какие шаги предполагается предпринять для социальной защиты медиков, учителей и других категорий работников бюджетных отраслей?

- Недавно принято решение не позднее 1 января 1991 г. ввести новые условия оплаты труда на 40 - 50% выше действующих ныне в сфере здравоохранения, образования и культуры.

Если будет сделан единовременный пересмотр цен, то не нужно компенсировать повышение цен на целый ряд товаров, в первую очередь, предметы роскоши и деликатесы. Здесь можно получить дополнительно за счет повышения цеп около 30 млрд. руб. Эти средства надо вернуть целевым назначением низкооплачиваемым работникам, в первую очередь в бюджетных отраслях. Надо еще раз поднять здесь ставки и оклады. В этом случае нам удастся вывести заработную плату работников этих отраслей на уровень работников сферы материального производства.

И затем в 1992 - 1994 гг. сделать крупную реформу оплаты труда как в производственных отраслях, так и в непроизводственных, в результате чего поднять уровень заработной платы работников здравоохранения, культуры, образования и некоторых других отраслей выше, чем в промышленности.

Кроме того, на погашение текущей инфляции работникам бюджетных отраслей мы должны выделить деньги целевым назначением из бюджета.

Сегодня зарплата в непроизводственной сфере отстает еще и потому, что здесь районные коэффициенты к заработной плате - в районах Дальнего Востока, Севера, Крайнего Севера ниже, чем в производственных отраслях. Например, на Севере зарплата у работников промышленности в 1,5 - 2 раза выше, чем в Центре, а у врачей - лишь на 15 - 20%. Мы думаем, что в дальнейшем нужно будет сделать реформу районного регулирования заработной платы, установив единые коэффициенты для работников всех отраслей.

- С 1 августа советским гражданам разрешается свободно иметь валюту. Имеет ли право советский человек получать в валюте заработную плату?

- Советские граждане на счетах во Внешэкономбанке валюту могли иметь и раньше. Но внутри страны они не имели права ею пользоваться. С 1 августа правительство приняло решение разрешить продажу любых товаров на валюту. Это восстановление знаменитых "Березок" или, скорее, торгсинов.

Как вы помните, были "Березки" "валютные" и "чековые". Советские граждане в "валютные" "Березки" ходить не имели права, а в "чековых" надо было доказать, что чеки получены законным путем. Потом такие "Березки" закрыли, чем мы сами себе нанесли крупный вред. Теперь вернулись на нормальную почву, решив, что внутри СССР любые товары могут продаваться на валюту. И советский человек, придя с валютой в магазин, не обязан декларировать, где он ее взял.

Мы предлагали одновременно принять и другое решение, раз решив получать зарплату в валюте - по крайней мере тем, кто работает по контракту с инофирмами, и т. п. Но пока правительство отнеслось к этому осторожно, считая, что такая постановка вопроса может спровоцировать требование всех, у кого продукция идет на экспорт, выдавать валютную часть на руки. И тогда мы можем попасть в сложную ситуацию.

Сейчас мы работаем над всеми предложениями, и, думаю, к концу года мы этот вопрос решим.

- Какой вы видите возможность участия школьников в труде в условиях рыночной экономики?

- Проблема труда школьников рассматривается сейчас в контексте нового законодательства о труде. Существуют две точки зрения. Одни настаивают на том, чтобы не изменять сегодняшний возраст допуска подростков к работе - 15 лет, а по отдельным работам 16 лет. Но ряд педагогов и сами школьники настаивают на том, чтобы им разрешили работать с 14 лет, хотя весь мир движется в сторону повышения, а не понижения этой черты.

Мы думаем, что сейчас можно пойти на некоторое снижение возраста, но только на определенных работах. Перечни таких работ мы сейчас заканчиваем составлять совместно с Академией педагогических наук и Академией медицинских наук.

Записал Б. СТАНИШНЕВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно