На вопросы нашего корреспондента отвечает один из авторов концепции перестройки работы аппарата российского парламента начальник финансово-хозяйственного отдела Верховного Совета РСФСР Ю. ЗАГАЙНОВ.
- В какую сумму обошлись России Съезд народных депутатов и сессия Верховного Совета РСФСР?
- Около 4 млн. рублей.
- Какова численность нынешнего и предыдущего аппаратов ВС РСФСР?
- Нового - 664 человека. Из них 200 - аппараты комитетов и комиссий. Аппарат предыдущих ВС РСФСР - 400 - 410 человек.
- Изменились ли структура и функции аппарата?
- Его работа перестроена коренным образом. Нам необходимо было учесть новое принципиальное положение - в работе комитетов и комиссий ВС РСФСР на постоянной основе сейчас могут участвовать все депутаты, а не только члены Верховного Совета. Поэтому главный принцип структурного преобразования состоял в том, что каждый комитет и комиссия, а их 32, получили свой, независимый от центрального аппарата штат сотрудников. Количество же функциональных отделов ВС сокращено, а три отдела полностью ликвидированы.
Наряду с этим в структуру ВС введены совершенно новые отделы. Это - редакционно- издательский, цель которого - довести до каждого депутата оперативную информацию по всем интересующим вопросам, отдел межпарламентских связей. К нашему стыду, в Российской Федерации никто никогда не занимался международным обменом. Эти вопросы были исключительно в компетенции ВС СССР.
При Председателе ВС создан секретариат, в состав которого переведены все службы управления аппарата: сектор кадров, группа секретных документов, группа обеспечения безопасности Председателя ВС РСФСР.
- В группе безопасности есть необходимость?
- Жизнь показала, что есть.
- Насколько нам известно, Б. Ельцин был против создания подобной службы?
- Его удалось убедить. Правда, после длительных колебаний.
- Аппараты ВС РСФСР и ВС СССР взаимодействуют?
- Практически нет. Тесный контакт поддерживается лишь на уровне финансово- хозяйственных отделов, поскольку у нас пока ничего своего нет. Конечно, вряд ли это нормальное положение, контакты необходимы хотя бы на уровне информации.
- В аппарат пришли новые люди?
- Да, но пока немного. Трудно менять людей "на переправе".
- Каков средний возраст работников аппарата?
- Чуть более 50 лет.
- Какова продолжительность отпусков депутатов и работников аппарата?
- У депутатов - 36 рабочих дней, у "аппаратчиков" - 24 дня.
- За руководителями какого уровня закреплены персональные машины и сколько машин в гараже ВС РСФСР?
- У нас нет ни собственного гаража, ни собственных машин. Мы арендуем 12 машин в ВС СССР, Совмине РСФСР и в других организациях.
- И в какую сумму обходится эта аренда?
- Примерно в 500 тыс. руб. в год, не считая съездов, сессий и других крупных мероприятий. Например, за время работы съезда только расходы на транспорт составили 500 тыс. рублей. Более того, чтобы обеспечить нормальную работу Съезда (требовалось 56 легковых автомобилей и 20 автобусов), мы были вынуждены оголить автопарки многих подмосковных городов.
- А разве нет других путей решения транспортных проблем?
- Есть. Первый - создать на базе гаража Совмина РСФСР или ВС СССР свою автоколонну из 80 - 100 машин. Путь сложный и долгий. Второй - возможно, реквизировать один из многочисленных гаражей ЦК КПСС.
- За кем все-таки закреплены персональные машины?
- За Председателем ВС РСФСР, тремя его заместителями и председателями Совета Республики и Совета Национальностей. Всего шесть персональных машин.
- А как обеспечиваются транспортом "рядовые" депутаты? Они, как и раньше, будут продолжать ездить на служебных черных "Волгах"?
- Нет. Выполняя специальное постановление сессии ВС РСФСР, мы сейчас решаем вопрос о продаже депутатам за наличные деньги машин для исполнения служебных обязанностей. Простой экономический расчет показывает, что это гораздо дешевле для государства, чем содержать огромный ведомственный гараж с персональным штатом водителей. Один час работы "Волги" стоит 5 рублей, восемь часов - 40 рублей. В году 307 рабочих дней. Итого - 12 280 рублей. Эту сумму государство должно выплатить только за одного депутата. А за 1068 - 1 млн. 300 тыс. рублей в год.
Если депутат купит машину за свои деньги, компенсационные выплаты за личный транспорт, используемый в служебных целях, составят 1824 руб. в год на одного депутата. (За "Волгу" согласно нормам выплачивается 152 руб. в месяц, за "Жигули" - 124 руб.). Это в восемь раз меньше расходов на государственный транспорт. Кроме того, депутат получает полную независимость от аппарата и оперативность.
- Сколько столовых и буфетов в Доме правительства РСФСР?
- Две столовые по 500 мест, один буфет ВС и четыре - Совмина.
- Цены в них государственные или, как в свое время в буфетах ЦК КПСС, дотационные?
- Государственные. Обед стоит 1,2 - 1,5 рубля.
- Существуют ли "спецпайки" для работников аппарата?
- Сейчас нет. Раньше руководящий аппарат действительно получал "кремлевку" на ул. Грановского. В прошлом году этот спецраспределитель был закрыт. У нас есть стол заказов, где мы получаем небольшие заказы из 5 - 6 наименований. Например, 300 г. колбасы, 300 г. сыра и т. д. Но им могут пользоваться только работники аппарата до уровня специалиста 1-й категории.
- Видно, служебная иерархия продолжает неукоснительно соблюдаться даже в этом вопросе. А как же остальные?
- Дважды в неделю любой сотрудник может сделать небольшой заказ в столовой. Как правило, это кусок мяса, 5- 6 котлет, яйца, сыр.
Начальству заказы доставляются на дом?
Нет. С приходом "новой" власти эта практика была прекращена.
- Продукты завозятся из спецхозяйств или обычных?
- Часть продуктов мы завозим из обычного подсобного хозяйства Совмина РСФСР, часть со "знаменитой" 208-й базы - для детского комбината "Теремок" и протокольных мероприятий. В основном печенье, конфеты, напитки, фрукты, колбасу, сыр, иногда белую рыбу.
- Сколько квартир в Москве выделено иногородним депутатам и исходя из какого количества метров на человека?
- Пока никто из депутатов жилья в Москве не получил. Ни мы, ни Моссовет к этому готовы не были. Прежний состав Президиума ВС РСФСР считал, что жилье депутатам не понадобится, достаточно будет гостиниц, так как предыдущий депутатский корпус никогда не работал в ВС на постоянной основе.
Заявки на квартиры подали 272 депутата. Моссовет нам выделяет 270 в доме по ул. Королева, корп. 4. Правда, приходится встревать в долю Моссовета и тем самым отодвигать очередников Москвы. Этот дом ждут работники Гостелерадио, Минобороны, жители Дзержинского района. Но, к сожалению, другого пути нет.
Замечу, что это служебное жилье, по истечении полномочий депутат должен будет освободить квартиру.
- То есть гостиница для депутатов с семьями?
- Да. В паспорте будет сделана специальная отметка, что это служебное жилье. Кроме того, мы получаем единый ордер на 270 квартир, так что депутаты фактически не будут иметь московской прописки. Государству это обойдется гораздо дешевле постоянного проживания депутатов в гостинице. Согласно недавнему постановлению Моссовета за каждого проживающего в гостинице мы теперь платим 17 руб. 50 коп. в день, в год - 6370 руб. Дом же госбюджету обойдется в 1200 руб. в расчете на одного депутата. К тому же мы освободим около 300 номеров в гостиницах, создадим нормальные условия для семейной жизни. Небольшой опыт работы союзного парламента показывает, что длительная оторванность депутатов от семей уже породила ряд серьезных проблем, вплоть до разводов.
Поскольку жилье служебное, расчет примерно такой: семье из четырех человек - двухкомнатную квартиру. Потребность - 14 одно-, 124 двух-, 100 трех- и 32 четырехкомнатные квартиры (для депутатов, имеющих 4 - 6 детей).
- ВС РСФСР никогда не строил своего, ведомственного жилья?
- Нет. Квартиры в так называемых "престижных" домах выделялись, как правило, через Моссовет и Совмин РСФСР.
- Кем оплачивается проезд депутатов на железнодорожном и воздушном транспорте?
- На территории России на всех видах транспорта, за исключением такси, проезд депутатов бесплатный. Расходы оплачиваются из госбюджета - в год около 15 млн. рублей, не считая городского транспорта.
У вас есть свои дома отдыха, санатории?
- Два. Московский дом отдыха "Лось" (на 40 коек). Летом там живут большей частью пенсионеры, ветераны ВОВ, пожилые работники аппарата. Второй - "Мамонтовка" (на 50 коек) в Подмосковье.
- Каким же образом сотрудники аппарата попадали в "элитные" южные здравницы?
- Через 4-е управление Совмина России. После его упразднения путевки в южные санатории заказываются через лечебный сектор Совмина или профсоюз.
- Сколько депутатов отдохнули в них этим летом?
- Уже более ста. Сейчас эти здравницы переводятся на хозрасчет и будут готовы принять сотрудников любого предприятия.
- Депутаты полностью оплачивают стоимость путевки?
- Нет. Полная стоимость путевки, например, в санатории "Им. XXII съезда КПСС" 360 - 420 руб., отдыхающий платит 160 - 200 руб. Дотация покрывается из резерва Совмина РСФСР.
- Вы считаете это нормальным? Разве депутаты - самая неимущая категория населения?
- Сейчас этот вопрос серьезно обсуждается и, думаю, дотации будут отменены.
- Медицинская помощь тоже с приставкой "спец"?
- У нас есть две поликлиники, которые обслуживают аппарат ВС и Совмина. Там же лечатся ветераны ВОВ, пенсионеры, часть жителей района. К ним будут прикреплены и депутаты. Во время Съезда было несколько сот обращений за медицинской помощью. 38 дней напряженного труда многим депутатам дались нелегко. Некоторые были госпитализированы. Так что, считаю, это не привилегия, а вполне разумная льгота.
ОТ РЕДАКЦИИ: "АиФ" неоднократно публиковал материалы о льготах и привилегиях аппаратов ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, республиканских и местных органов власти. В данной публикации представлена информация об основных "благах", которыми сегодня располагают народные депутаты РСФСР и аппарат ВС РСФСР. Понимая, что она вызовет неоднозначную реакцию читателей, редакция готова опубликовать различные точки зрения по этому вопросу и довести их до сведения ВС.
В настоящее время идет интенсивный процесс упразднения старых и создания новых государственных структур. Однако ликвидация порочной системы распределения льгот и привилегий явно отстает от этого процесса. Новым Советам всех уровней в "наследство" досталась прежняя система льготного обеспечения. В какой мере она справедлива и какой ей быть- решать народным депутатам и их избирателям. В ВС РСФСР создана Комиссия по упорядочению льгот и привилегий, в задачу которой входит разработка единого законопроекта о государственных льготах и механизме его реализации.