В прошлых номерах "АиФ" познакомил своих читателей с выдержками из программы А. Аганбегяна, составленной по альтернативным концепциям перехода к рынку, основными положениями программы группы С. Шаталина. Сегодня мы публикуем фрагменты программы союзного правительства.
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
* В настоящее время балансовая стоимость основных фондов страны (без стоимости земли, недр, лесов и личного имущества граждан) составляет около 3 трлн. руб. Из них почти 90% находится в собственности государства. Оборотные средства предприятий и организаций достигают 800 млрд. руб., в том числе в запасах товарно-материальных ценностей - более 500 млрд. руб.
Наличие основных фондов по формам собственности характеризуется следующими данными:
Все это говорит о возможных масштабах проведения работы по разгосударствлению.
Выявились три основных подхода к решению проблемы разгосударствления собственности. Первый исходит из безвозмездной передачи имущества государственных предприятий и организаций в собственность занятым на них работникам. Второй базируется на разделе и безвозмездной передаче основной части государственного имущества всем членам общества или совершеннолетним гражданам. Третий предусматривает в основном продажу государственной собственности юридическим лицам и гражданам по полной рыночной стоимости или с некоторыми льготами.
Правительство СССР исходит из того, что наиболее приемлемым является сочетание этих подходов.
Выбор конкретных путей, форм разгосударствления и его масштабы будут определяться собственником имущества - Союзом, республикой или местным Советом.
В целом на долю предприятий и организаций общесоюзной собственности будет приходиться примерно 20 - 25% стоимости основных фондов.
Подчеркивается в СССР равенство всех форм собственности. Реабилитируется и открыто признается право частной собственности.
Первоочередные меры по разгосударствлению охватят прежде всего те сферы, где функционирование негосударственных форм наиболее целесообразно. К ним относятся торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, строительство.
* Государственная торговля в настоящее время располагает основными фондами стоимостью около 40 млрд. руб. (включая общественное питание). В ее сфере 250 тыс. государственных магазинов и почти 100 тыс. палаток и киосков. Большая часть магазинов - это небольшие предприятия, которые могут быть проданы занятым в них работникам, кооперативам в семейную или частную собственность, сданы в аренду.
Может быть продана или сдана в аренду большая часть предприятий бытового обслуживания населения.
Часть средних и крупных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения будет преобразована в коллективные предприятия, паевые товарищества или акционерные общества.
* В целом разгосударствление в этих трех рассматриваемых сферах должно будет в конечном итоге охватить подавляющую часть предприятий, а в течение 1990 - 1991 гг. - примерно две трети.
В целях предупреждения возможности выкупа государственного имущества за счет незаконно полученных средств принимаются законодательные акты, ограничивающие стоимость выкупаемого имущества одним лицом и предусматривающие предоставление декларации о доходах и обязательное публичное объявление.
* В промышленности, где объем основных фондов составляет почти 950 млрд. руб., переход к разнообразным формам собственности может осуществляться по всем направлениям. Небольшие предприятия с численностью работающих до 200 человек (а таких предприятий более 20 тысяч со стоимостью фондов 23 млрд. руб.) могут быть взяты в аренду, выкуплены коллективом, на их базе возможно создание кооперативов или паевых товариществ. Средние и крупные предприятия предусматривается преобразовывать в акционерные общества. Уже в текущем году осуществляется преобразование в акционерные общества 300 - 400 крупных и средних промышленных предприятий.
Особого внимания требует разгосударствление в сельском хозяйстве. Не прибегая к принудительному расформированию крупных хозяйств, разгосударствлению на первом этапе должны быть подвергнуты неэффективные, убыточные и неплатежеспособные совхозы, а их земли полностью или частично переданы местными Советами арендаторам, самостоятельным крестьянским хозяйствам, кооперативам, а также промышленным и другим предприятиям для ведения подсобного сельского хозяйства.
* В настоящее время в стране создано свыше 30 тыс. крестьянских фермерских хозяйств. Предполагается, что в течение предстоящего периода появится до 150 тыс. новых крестьянских хозяйств с правом наследуемого землевладения и личной собственности на средства производства и производимую продукцию.
* В настоящее время только производственных объектов в стране сооружается примерно 305 тысяч. Стоимость вложенных в них средств около 110 млрд. руб.
В сентябре - ноябре проводится инвентаризация неустановленного оборудования, излишних запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях, в организациях, на складах и базах и организуется их продажа юридическим лицам и гражданам.
МЕРЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ФИНАНСОВ
Правительство СССР предлагает при формировании союзного бюджета осуществить следующие меры:
прекратить, начиная с 1991 г. выплату дотаций планово-убыточным предприятиям;
сократить на три четверти по сравнению с текущим годом расходы на оказание безвозмездной помощи иностранным государствам;
сократить расходы на содержание органов государственного и хозяйственного управления на 30%;
резко ограничить бюджетные ассигнования на капитальное строительство и перевести его в основном на возвратную форму финансирования;
уменьшить на 5 млрд. руб. (в действующих ценах) расходы на оборону, включая закупки вооружения, дополнительно против учтенных в расчетах;
сократить другие расходы бюджета, не относящиеся к социально-культурной сфере, на 20% (ориентировочно 25 млрд. руб.).
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ
Введение постоянно действующей системы пересмотра ранее назначенных пенсий, что позволит поддерживать уровень жизни граждан, давно оставивших работу в общественном производстве, в соответствии с возрастающими стандартами;
исчисление пенсий с учетом районных коэффициентов;
введение социальных пенсий для лиц пенсионного возраста, не имеющих трудового стажа.
В результате реализации этих и других мер средний размер пенсий возрастет примерно в 1,5 раза.
Радикально изменяется вся система государственных выплат и пособий на детей.
Новая система поддержки семьи предусматривает выплаты:
пособия по беременности и родам работающим женщинам в размере 100% заработной платы за 126 календарных дней (было 112 дней);
ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в размере минимальной заработной платы (70 руб.) для работающей женщины (было 35 руб. - до 1 - 1,5 лет) и 50% минимальной заработной платы (35 руб.) для неработающей (вводится впервые);
единого ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте от 1,5 до 6 лет в семьях с невысоким среднедушевым доходом в размере 50% минимальной заработной платы, или 35 руб.;
единовременного пособия при рождении ребенка в размере трех минимальных заработных плат, или 210 руб. (было 50 - 250 руб. в зависимости от очередности рождения ребенка).
Определенные преимущества в условиях выплаты пособий устанавливаются для семей, воспитывающих детей-инвалидов, для семей, взявших на воспитание детей-сирот, семей военнослужащих срочной службы, семей, где дети воспитываются одним родителем.
Дополнительные расходы, связанные с реализацией предлагаемых мер, составляют 10,5 млрд. руб., что увеличивает средства на оплату пособий по сравнению с действующей системой в 2 раза.