Вызова в это беломраморное здание на Неглинной улице в Москве кое- кто боится не меньше, чем раньше в известное здание на Лубянке. Здесь находится Государственная налоговая служба России, строго следящая за правильностью уплаты налогов каждым из нас. Однако если для простых россиян ГНС совершенно не страшна, то у многочисленных мошенников из числа "новых русских" само это здание вызывает далеко не светлые чувства. С руководителем ГНС, а по сути налоговым министром России Владимиром ГУСЕВЫМ беседует наш корреспондент Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО.
- 108% - именно такую цифру постоянно называют отечественные производственники, когда речь заходит о налогах. По их словам, если платить все налоги, то надо отдать не только всю выручку, но еще и из своего кармана доплатить 8%.
- Это расхожее мнение совершенно не соответствует действительности. Если бы платили 108%, то тогда вообще никто не смог бы работать.
- Но по этой причине все налоги никто и не платит!
- Производственники делают некорректные подсчеты. Дело в том, что часть налогов относится на себестоимость произведенной продукции, то есть они входят в цену. И говорить о том, что эти налоги платит предприятие, совершенно неверно. Это мы их с вами платим, покупая продукцию, а не предприятие.
Сколько же платит сам производитель? С рубля полученной выручки налоги составляют 42 - 45 копеек. Еще около 40 копеек составляют материальные затраты, и 6 - 7 копеек идут на оплату труда (очень низкая оплата труда - наш бич). Еще 7 - 9 копеек остается как прибыль предпринимателей.
Если говорить о рентабельности нашей промышленности - а это основной показатель эффективности производства, - то за прошлый год она составила 18%. Это высокий уровень. В развитых странах довольствуются рентабельностью 9 - 10% и говорят, что они хорошо зарабатывают. Поэтому не так все мрачно, как кажется.
- Вы говорите, что наш бич - очень низкая зарплата. Но если ее увеличить, то что тогда вообще останется от прибыли предприятия?
- Заработную плату относят на себестоимость продукции, поэтому прямо пропорционально это не скажется на прибыли предпринимателя. Конечно, ему остается несколько меньше. Значит, надо снижать материальные затраты на производство продукции.
Я не говорю, что проблемы налогового бремени нет. Она есть. Но ставки пяти основных наших налогов - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц, акцизы и плата за природные ресурсы - на уровне многих стран мира. И потом, ставки налога должны отвечать требованиям времени. Не так давно НДС у нас был в размере 28%, сейчас снижен до 20%. Сегодня налог на прибыль у нас - 35%, можно и его несколько понизить.
- В промышленности действительно очень низкая зарплата. А себе - в налоговом ведомстве - говорят, вы платите аж по миллиону в среднем на человека.
- Не знаю, откуда вы взяли эту цифру. Я, наоборот, считаю, что мы мало платим своим налоговым инспекторам - с премиями выходит чуть больше 400 тыс. рублей на человека. При этом каждый инспектор приносит в казну по 170 млн. рублей за год. Если будем платить еще меньше, то кто вообще будет работать? И так у нас в прошлом году убили 9 налоговых инспекторов, было взорвано около 20 зданий налоговых инспекций. У нас идет большой отток высококвалифицированных кадров, в том числе и из центрального аппарата. В то же время в банках, финансовых структурах нашим людям предлагают зарплату в 10 - 15 раз больше.
- И их там берут с распростертыми объятиями, так как они помимо всего знают все секретные инструкции вашего ведомства?..
- Никаких секретных инструкций у нас нет. Все они в обязательном порядке публикуются в печати, в том числе и в нашем "Налоговом вестнике".
- Наше государство вашими руками пытается изъять все налоги у предприятий. Но в то же время само государство постоянно срывает выплату тем же предприятиям своей задолженности по оплате продукции, зарплате. Нет ли здесь парадокса?
- Есть. Но почему государство в 1994 г. своевременно не расплачивалось по своим обязательствам? В первую очередь, потому что эти обязательства были завышены при составлении федерального бюджета. Хотели сделать красивый бюджет, хотя всем было ясно, что доходы, которые были предусмотрены в бюджете, получены не будут. Спад производства оказался значительно больше того, который прогнозировался, рентабельность и темпы инфляции оказались значительно ниже. В результате мы недополучили в бюджет около 40% налогов.
- Во всем цивилизованном мире налог на предприятия, то есть на юридических лиц, в несколько раз ниже, чем на отдельных граждан, то есть на физических лиц. Поэтому там люди заинтересованы держать свои деньги в производстве, а не в собственных карманах. Почему у нас не сделать так же? Ведь директора у нас зачастую ездят на "Мерседесах" последней модели, а рабочие по 2 - 3 месяца не видят зарплаты.
- Я согласен с постановкой такого вопроса. Система налогообложения личных доходов граждан - наиболее слабое у нас место. Разве нормально, когда совокупный годовой доход свыше 50 млн. рублей облагается налогом по ставке 30%? А это может быть и 70 млн. рублей в год, и 1 млрд., и даже 100 млрд. И те, кто зарабатывает очень много, должны и платить очень много.
- Например - до 90% в год?
- Ну, может быть, 90% - это слишком много, но в пределах 70% они должны платить. И такие предложения вносились в Думу, но наталкиваются там на жесткое противодействие.
- Похоже, там сидят одни миллиардеры?
- Такой информацией мы не располагаем.
- Налоговые ведомства на местах для пополнения местного бюджета выдумывают свои, иногда совершенно немыслимые налоги. Например, на ношение бороды или содержание собак.
- Действительно, ситуация с установлением региональных и местных налогов сегодня волнует и предпринимателей, и нас. В ряде случаев в угоду тем или иным интересам вводятся налоги, которые, по нашему мнению, не должны были вводиться. Например, тот же налог на содержание футбольных команд. Мы считаем, что перечень налогов, которые могут вводиться на местах, должен быть ограничен на федеральном уровне.
- Не могли бы вы привести какой-нибудь из скандальных случаев, связанных с неуплатой налогов каким-то известным человеком?
- Есть у нас предприниматели, и очень известные, которые по нескольку миллиардов недоплачивали из своих личных доходов. Но их имена из соображений нашей профессиональной этики я назвать не могу.
Источник: Министерство финансов России