В ОДНОМ я не могу не согласиться с президентом нынешнего кинофестиваля "Золотой Дюк" Ю. Коваленко: наконец-то соединили несоединимое - рыночные отношения и киноискусство. Так сказать, состоялся брак по расчету, и девушка из бедной интеллектуальной семьи, каким себя являло в последние годы советское кино, вышла замуж за богатого коммерсанта, у которого есть все - валюта, пленка "Орво", импортная техника и роскошные кинозалы. Вдохновители этого союза со знанием дела утверждали, что деньги - это свобода! И в чем-то, конечно, были правы. Но, как выразился при этом бывший секретарь Союза кинематографистов страны А. Смирнов, свобода тем и хороша, что всему возвращает подлинную цену.
Итак, 12 месяцев, разделившие два кинофестиваля "Золотой Дюк", пролетели мгновенно. Эйфория свободы от государственного и чиновничьего диктата, от пресса цензуры вывела наш кинематограф на невиданные ранее темы. Проститутки, наркоманы, мафиози кочевали из фильма в фильм, которые выдавали "на гора" независимые студии. В большинстве своем они не вызвали энтузиазма у зрителей. И стали закрадываться сомнения: а будет ли кино на "Золотом Дюке", экран которого почти полностью отдавался независимым?
Но коммерция глуха к эмоциям: нынешний "Золотой Дюк" стоил уже не 200, а 350 тыс., а цена главного приза поднялась с 9 тыс. руб. до 15. Выросли ставки и на кинорынке фестиваля, как было объявлено, впервые свободном. О том, по какой цене там шли фильмы, мне доподлинно узнать не удалось - коммерческая тайша! Но кое-какая информация все же просочилась, три фильма из 39, предложенных на рынке, были проданы с истинно коммерческим размахом: каждый за один миллион рублей! Интересно, сколько же будет стоить теперь билет на них?!
Кстати, за участие в кинорынке тоже надо было платить: продавцу, то есть киностудии - 3,5 тыс. руб., а покупателю-кинопрокату - за каждого своего человека, аккредитованного на рынке, - 300 руб. Может, поэтому и производителей фильмов, и покупателей оказалось меньше, чем обещали поначалу. Так из 19 продавцов приехало только 14, а из 150 покупателей - 71. Зато впервые на рынке правили настолько свободные нравы, что участвовать в нем мог любой, кто приобрел лицензию на производство фильма, а кроме того - коммерческие организации, купившие у зарубежных кинокомпаний фильмы для советского проката.
И все же подобная форма кинорынка, надо признать, продуктивна. Хотя бы потому, что она не сковывает свободу действий продавца и покупателя, а если и тот и другой к тому же будут больше заинтересованы в художественном результате, нежели коммерческом, можно рассчитывать на успех. Но, думается, произойдет это тогда, когда обе стороны поймут, что свобода, - это не только деньги.
Теперь что касается самого кино на фестивале. К сожалению, заявка его организаторов на высокохудожественный кинематограф оказалась явно несостоятельной. Из фильмов, показанных на "Золотом Дюке", лишь немногие ("Паспорт" - реж. Г. Данелия, "Катафалк" - В. Тодоровский. "Гамбринус" - Д. Месхиев) могли претендовать на подобный титул. Ну а претензии на ранг международного и вовсе оказались наивно провинциальными, поскольку мешанина из фильмов, снятых на советских и зарубежных студиях, не поддавалась никакому объяснению и напоминала в чем-то смесь плохого французского с невнятным нижегородским.
Действительно, свобода всему возвращает подлинную цену, и похоже, что разговор о киношедеврах переносится в весьма отдаленное будущее. Но самое печальное, что она обнаружила нехватку талантливых людей. Как заметил однажды режиссер Никита Михалков, складывается впечатление, что для нынешних кинематографистов возможность говорить о том, о чем нельзя было говорить раньше, как бы уже рождает масштаб мышления. Увы, это заблуждение. На пресс-конференции по фильму "Дураки умирают по пятницам" - очередному "шедевру" коммерческого кино кто-то из критиков в отчаянии спросил: а не знают ли его создатели, по каким дням рождается профессионализм? Вопрос, как вы понимаете, остался без ответа.
Но я не могу удержаться от соблазна задать его устроителям фестиваля. Потому что именно профессионализмом организации и кинопродукции определяется уровень любого фестиваля. А "Золотой Дюк-90" возник словно бы вопреки этому. И вышло, что зрители вынуждены были смотреть среднее кино, а устроители - называть это коммерцией.