21 сентября на ВДНХ открылась выставка, где были представлены многие мировые авиакомпании.
За яркой рекламной суетой угадываются серьезные тенденции "прощупывания" советского авиарынка.
В ЧИСЛЕ наиболее солидных корпораций - американская "Юнайтед текнолоджиз корпорейшн" с центром в г. Хартфорде.
У нас не принято было говорить о существовании таких фирм по многим причинам: во-первых, на ее объектах наряду с гражданским производством существует и военное - по госзаказам. Во-вторых, само существование такого "империалистического" гиганта, на 120 предприятиях которого в 25 странах мира работает около 200 тыс. человек, воочию доказывает эффективность экономической системы США.
На одно только производство технологий ЮТК тратит 1 млрд. долл. в год, в научные исследования и разработки ежедневно вкладывается от 3 до 4 млн. долл.
В корпорацию входит около десятка ведущих фирм. Нас пугают рыночной стихией, а мы убеждаемся на примере таких фирм, что она может приобретать очень развитые и мощные формы, с успехом конкурирующие с нашей, нерыночной, системой.
Так, фирма "Пратт энд Уитни-Кэнэда" возглавляет список фирм с мировым именем по производству различного предназначения авиационных и ракетных двигателей, космических систем.
"Отис" является мировым лидером по производству лифтов и эскалаторов и обслуживает, например, Эйфелеву башню.
"Сикорский" (основатель - русский инженер И. Сикорский, эмигрировавший после революции) производит вертолеты, находящиеся на вооружении в 35 странах.
"Хамильтон стандард" крупнейший производитель систем управления двигателями, космической навигации и т. д. В скафандрах этой фирмы астронавты вышли на Луну в 1969 г.
"Кэриэр", другая крупная компания в системе ЮТК, занята созданием охладителей воздуха, промышленных и транспортных рифрижераторов.
"Норден" - специализируется на радарах и электронном оборудовании военного назначения.
"Ю. Т. Оттомотив" производит автомобильные узлы и системы. В США, например, 9 из 10 автомобилей имеют детали, поставленные этой фирмой.
Не чужда ЮТК и благотворительная деятельность. Она финансирует музеи изобразительных искусств, спортивные программы для детей-инвалидов и т. д.
Корпорация не впервые в СССР. Оказывается, несмотря на ряд серьезных помех политического и военного характера, ЮТК давно поддерживает деловые отношения с отечественными фирмами "Ильюшин" и "Туполев".
Самолеты 75% всех авиакомпаний мира оснащены двигателями фирмы "Пратт энд Уитни". Сегодня изучаются возможности установки одного из технически совершенных двигателей на самолетах Ил-96 и Ту-204. В июле 1990 г. Министерство авиационной промышленности СССР подписало с ЮТК соответствующий протокол.