Сейчас в стране на учете состоят более 3 млн. онкобольных. Дети составляют менее 1%. Вероятность заболеть раком в 80 раз выше у человека старше 60 лет, чем у ребенка. Что же нас ожидает в ближайшие годы? Об этом рассказывает директор Всесоюзного онкологического научного центра академик Н. ТРАПЕЗНИКОВ.
ПРОГНОЗ неутешительный: заболеваемость раком растет год от года. Если в 80-х годах в год в среднем регистрировалось 500 тыс. онкобольных, то в этом году уже около 700 тыс.
- Какие виды раковых заболеваний самые распространенные? Сколько их всего?
- Около ста видов. Наиболее распространен рак желудка. Если же взять отдельно мужчин и женщин, то у женщин - рак молочной железы, у мужчин - рак легкого. В 1970 г. раком легкого болели 50 тыс. человек, в 1988 г. - уже 120 тыс. Мы предполагаем, что в ближайшие 5 - 10 лет произойдет резкое увеличение заболеваемости раком легкого у женщин, что напрямую связано с курением. 90% заболевших - злостные курильщики.
- Повлияет ли на рост числа онкологических больных авария на ЧАЭС?
- Повышенная радиация - бесспорный канцероген, но, во- первых, вероятность заболевания раком зависит от величины дозы. Поскольку она неизвестна, нам трудно подтвердить связь конкретных случаев заболевания, например раком щитовидной железы, с радиацией. Во-вторых, чтобы делать подобные выводы, с момента аварии прошло еще слишком мало времени. Эти больные растворяются в общем увеличивающемся количестве онкобольных.
- Какие онкологические заболевания полностью излечиваются, а какие лечению не поддаются?
- Нет стопроцентно излечиваемых больных. Хорошие результаты достигнуты в лечении лейкозов, остеогенных сарком, лимфогранулематозов и других раковых заболеваний. Плохо поддаются лечению наиболее распространенные формы - рак легкого и желудка.
В онкологии свои "критерии здоровья". В соответствии с ними, если взрослый человек прожил 5 лет, а ребенок - два года после установления диагноза - он практически здоров. По нашим данным, выживаемость онкобольных в стране составляет около 40%.
- Существуют разные мнения: говорить ли больному, что он болен раком, или нет?
- За рубежом это однозначно - говорить, даже если речь идет о президенте. Наши врачи считают, что раз в стране широко распространено мнение о неизлечимости раковых заболеваний, то сказать человеку, что у него рак, - значит нанести ему серьезную психическую травму.
- В печати, по телевидению часто сообщают о новых целителях, забытых ныне народных средствах лечения рака. Что-нибудь из опыта народной медицины взято вами на вооружение?
- Из сотен "народных" методов, которые мы проверяли, ни один не получил практического применения в силу своей неэффективности. Планируем, по примеру американцев, издать книгу "Неподтвержденные методы лечения рака" - с описанием методик и портретами авторов, чтобы больные не попадали в руки шарлатанов.
- Что является причиной заболевания раком?
- Человек с рождения носит в себе ген, ответственный за развитие злокачественной опухоли. Подействовать на его активность может и вирус, и химический канцероген, и радиация, и другие "спутники" нашей повседневной жизни. Причиной могут быть и врожденные мутации - ребенок только родился, а у него уже злокачественная опухоль.
- Во сколько обходится лечение одного больного?
- ВОНЦ на 1000 коек выделяется 5 млн. рублей в год. В обычном онкодиспансере стоимость койки 8 - 10 тыс. рублей. Это, конечно, гроши для лечения столь тяжелых больных. У нас есть отделение на 50 коек для лечения иностранных граждан за валюту с утвержденным прейскурантом цен (см. таблицу). Они в 2 - 3 раза ниже, чем в Европе.
- Кто лечится в вашем центре?
- 40 - 42% всех больных - москвичи. Примерно 75% больных из РСФСР, включая Москву, остальные - из других республик.
- Сколько средств из бюджета Минздрава СССР выделяется вашему центру?
- С учетом всех источников финансирования - 20 млн. руб. в год. Сюда входят ассигнования и на научные исследования.
- Тем не менее даже из тех скудных средств, которыми располагает Минздрав, большую часть ассигнований на научные исследования получает ВОНЦ. Есть ли практическая отдача от нашей науки?
- Научный уровень у нас достаточно высок, сотрудничаем с ведущими онкоцентрами мира. Лечение на таком же уровне, как в США, Италии и других странах Запада.
- В вашем - ведущем онкоцентре страны - может быть, и так. А что делается в обычных больницах? Нет слов, чтобы передать боль, пронизывающую письма читателей, у которых родные и близкие болеют раковыми заболеваниями. Особенно, когда это касается детей. Является ли оптимальной, с вашей точки зрения, система онкологической помощи в стране?
- Система хорошая, но для того, чтобы она работала, нужна высокая оснащенность онкодиспансеров, соответствующий уровень подготовки онкологов на местах и нормальная зарплата врачей. Пока ничего этого нет.
- Какие перспективы у онкологии в ближайшее время?
- Мы не ожидаем каких-то значительных открытий, которые перевернут диагностику и лечение злокачественных опухолей. Хирургия в онкологии достигла своего потолка. Что касается лучевых методов лечения, то они, конечно, будут совершенствоваться. Однако назревающего революционного решения я, к сожалению, не вижу. Наверняка появятся новые иммунные препараты на основе биотехнологии, но вряд ли и они станут панацеей. Основной упор следует делать не на диагностику и лечение, а прежде всего на профилактику.
ТАРИФЫ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ В ВОНЦ АМН СССР
Таблица дана в сокращенном варианте.