В последнее время в нашей печати много и крайне противоречиво пишут о так называемых сексуальных меньшинствах. Вместо серьезного, компетентного анализа этого вопроса во многих статьях "обсасываются" пикантные подробности из интимной жизни известных исторических и общественных деятелей, эстрадных звезд и т. д. В то же время полярность читательских оценок, категоричность суждений, искусственное игнорирование жизненных реалий, а порой и нездоровый интерес, судя по редакционной почте, связаны часто с незнанием и непониманием этой относительно "новой" для нас проблемы.
Во избежание вульгарного и поверхностного толкования столь деликатной темы мы обратились за разъяснениями к известному социологу и сексологу, автору недавно вышедшей книги "Введение в сексологию" И. КОНУ.
К СЕКСУАЛЬНЫМ меньшинствам относятся люди, эротические предпочтения которых отличаются от общепринятых, порождая целый ряд проблем как для них самих, так и для общества.
Вначале медики исходили из того, что любая сексуальность, не связанная, с продолжением рода или противоречащая принятым нормам культуры, должна быть запрещена. Но выяснилось, что во многих случаях сделать это практически невозможно, люди не властны над своим эротическим воображением, и к тому же удовлетворение кажущихся странными сексуальных потребностей далеко не всегда угрожает интересам общества. Поэтому следует подумать, прежде чем подгонять всех людей под общий ранжир. Ведь левшой тоже старались переучивать
СЕКС И ПРАВО
Демократическое государство и право, основанные на принципах гуманизма и рационализма, стараются как можно меньше вмешиваться в интимные отношения людей. Правовая регламентация сексуального поведения необходима и оправданна только в трех случаях: 1) для защиты взрослых людей от сексуального принуждения; 2) для защиты детей от сексуальной эксплуатации; 3) для защиты общества от оскорбительного поведения. Эти принципы универсальны.
Мы хорошо знаем, что сексуальность, особенно мужская, нередко содержит в себе элементы агрессивности и жестокости, но именно поэтому закон должен охранять как женщин, так и мужчин от сексуального насилия и принуждения, а люди с садистскими наклонностями подлежат специальному лечению или должны быть изолированы от остальных (это, разумеется, не касается условного, игрового насилия, которое осуществляется по взаимному согласию пары).
Столь же очевидна необходимость правовой и социальной защиты детей, интересы которых имеют приоритет перед всеми прочими, поэтому закон охраняет их даже от косвенных сексуальных посягательств.
Ссылки на добровольное согласие ребенка при этом не принимаются во внимание. Кстати, на Западе об этом заботятся гораздо больше, чем у нас.
Что же касается норм общественной морали и благопристойности, цивилизованное общество гарантирует их соблюдение не столько путем законодательных запретов, сколько тем, что сексуальное поведение вообще и атипичное поведение, в частности не выставляются на показ.
"...МЫ ТАКОВЫ, КАКИМИ НАС СДЕЛАЛА ПРИРОДА"
Положение сексуальных меньшинств как социальная проблема касается прежде всего гомосексуалистов и лесбиянок. Это весьма многочисленная группа, составляющая 3 - 5. возможно, и больше процентов населения. Общность сексуальной ориентации и враждебность окружающих заставляет этих людей искать общества себе подобных, создавая собственную субкультуру или хотя бы гетто.
Они и по сей день остаются жертвами предубеждений и дискриминации. Но по мере демократизации общества они, как и все прочие социальные меньшинства, все активнее борются за свои права.
Основанная в 1978 г. Международная ассоциация лесбиянок и гэев имеет свыше 200 коллективных членов более чем в 40 странах, добиваясь их освобождения от правовой, социальной, культурной и экономической дискриминации.
Хотя в СССР мужской гомосексуализм нее еще считается уголовным преступлением, в конце 1989 г. первая Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов) создана и в Москве. Программа АСМ подчеркивает, что это "прежде всего правозащитная организация, ее основная цель - полное равноправие людей различной сексуальной ориентации".
Одновременно они заявляют "о своем безусловном осуждении любых попыток растления малолетних и насилия, в какой бы форме и по отношению к лицам какого бы пола и кем бы эти попытки ни предпринимались". "Мы никого не стремимся обратить в свою веру, но мы таковы, какими нас сделала природа".
Правомерно ли создание подобных ассоциаций? Думаю, да. Люди имеют право защищать свои гражданские права и достоинство. Кроме того, у них есть масса специфических проблем, начиная с того, как встретиться с себе подобным (если 95-процентное большинство нуждается в службе знакомств, как обойтись без нее 5-процентному, загнанному в глубокое подполье меньшинству?), и кончая вопросами психологической адаптации к своей необычной и нелегкой судьбе. В этом заинтересованы не только "они", но и общество в целом. Разве стране безразличны условия жизни и психическое состояние 10 или 15 миллионов граждан?
Даже с формально-юридической точки зрения создание АСМ не противоречит советскому закону, который запрещает только мужеложство, все остальные формы мужского гомо-эротизма, не говоря уже о лесбиянстве, легальны.
В этом, как и в остальных вопросах, нужна не конфронтация, а диалог.
НАША ОБЩАЯ БОЛЕЗНЬ
Я далек от мысли, что все лидеры сексуальных меньшинств - кроткие невинные агнцы. Среди них, как и во всех остальных наших общественных движениях, наверняка есть экстремисты и "профессиональные революционеры", для которых хлесткая фраза, вроде призыва к "сексуальному бойкоту коммунистов", и возможность покрасоваться собственной смелостью на виду у западных корреспондентов важнее реального дела. Вместо того чтобы искать союзников, они умножают число врагов и закрепляют привычные отрицательные стереотипы. Увы, это наша общая болезнь. Многие сейчас выступают с позиции силы, вовсе таковой не обладая и только увеличивая всеобщее раздражение и страх.
Единственно разумная логика здесь та же, что в национальном вопросе. Пусть сексменьшинства сами решают свои проблемы, не навязывая свой образ жизни другим, а общество поможет им делать это с минимальными издержками - совсем без них, увы, жизнь не строится. За сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие. Делать же чужие судьбы разменной монетой в политической игре безнравственно.
Подготовили И. КОНЧАКОВА, В. РОМАНЕНКО.