НАЧНУ С ФАКТОВ. Прошедший октябрь в Норвегии был объявлен месяцем Горбачева. Для подготовки материала мы направили нашего корреспондента на родину советского лидера. Но журналиста туда не допустили: как нам объяснили, решением ЦК КПСС от 1985 г. иностранным корреспондентам запрещено бывать на родине высших советских руководителей и опрашивать там их родственников или знакомых.
Другой пример. Вечером 10 декабря 1988 г. из аэропорта Шереметьево мне позвонил представитель МИД Армении: "Ханс, мы вылетаем с первым рейсом Норвежского Красного Креста в Ереван с грузом помощи пострадавшим от землетрясения. Ты полетишь с нами?". Через час с небольшим мы с оператором уже были в аэропорту, а еще часом позже передали свой первый телерепортаж в Норвегию прямо из кабины пилота. 16 декабря, когда снятый нами документальный фильм был показан по нашему ТВ, стал днем организации норвежского фонда солидарности с народом Армении. Было собрано в общей сложности 70 млн. крон (10 млн. долл.).
12 декабря, то есть через 2 дня после полета в Армению, мне в МИД СССР был сделан устный выговор: "Вы нарушили условия аккредитации иностранного журналиста, за сутки не уведомив МИД о том, что хотите выехать в Ереван". И хотя месяц спустя заведующий скандинавским отделом МИД СССР выразил мне благодарность за организацию акции помощи Армении, выговора так и не сняли.
До сих пор работа иностранных журналистов, аккредитованных в СССР, регламентируется следующими правилами: мы должны заранее за 48 часов извещать, Управление информации МИД о том, что хотим выехать за пределы Москвы. Исключением являются республиканские столицы и Ленинград; в этих случаях нам "великодушно" позволяют информировать о поездке за 24 часа.
Это "драконовское" правило было введено еще при Сталине. Много лет спустя то же самое - но уже в отношении представителей советской печати, - сделали власти Великобритании и США, Ни одна из скандинавских стран, включая Норвегию, которую я здесь представляю, на это не пошла. Так, может быть, пришло время советским руководителям исправить положение, в качестве жеста доброй воли первыми проявив инициативу и сняв с нас, иностранных журналистов, тиски ограничений? Думаю, что за англичанами и американцами дело не станет.
Ханс-Вильгельм ШТЕЙНФЕЛЬД, корреспондент радио и телевидения Норвегии.
Как нам сообщил заместитель начальника Управления информации МИД СССР Ю. ЖУРАВЛЕВ, действительно, иностранным журналистам для выезда за пределы Московской области необходимо получить соответствующее разрешение. Однако это не проявление своеволия МИДа, а требование "Основных правил, регулирующих профессиональную деятельность корреспондентов иностранных средств массовой информации", утвержденных Советом Министров СССР 13 апреля 1989 г.
ОТ РЕДАКЦИИ. Как мы поняли из разговора с официальным представителем Управления информации МИД, изменения существующей практики в ближайшее время не предвидится.