Мы за диалог
Вильнюс, 15 января. Из выступления Председателя Верховного Совета Литовской Республики В. ЛАНДСБЕРГИСА:
- Я имел телефонный разговор с Президентом Горбачевым и выразил ему протест по поводу нападения войск на невооруженных людей. Кто будет отвечать за все это - думаю, ответ даст новый Нюрнбергский процесс. Но сейчас уже ясно одно - наши люди погибли за родину.
В выступлении Горбачева на заседании Верховного Совета СССР есть конструктивный момент - приглашение к диалогу. Мы - за. Даже вопреки мнению большинства, осуждающего переговоры с убийцами.
Я предложил Президенту немедленно встретиться, однако он сказал, что комиссия Совета Федерации наделена полномочиями говорить от его имени. Тогда же Президент дал указание военным пустить в захваченную телебашню министра здравоохранения для поисков раненых и пропавших без вести. Но военные пустили министра только на первый этаж, издевались над ним. По нашим же сведениям, на верхних этажах башни могут находиться последние забаррикадировавшиеся ее защитники.
Ситуация по-прежнему остается очень сложной. После прибытия генерала Варенникова - командующего сухопутными войсками Вооруженных Сил СССР - возможна попытка захватить здание парламента. Вообще, по отношению к нам поведение военных продолжает оставаться неуправляемым процессом...
* * *
В Комитет - не вхожу
Второй секретарь ЦК КПЛ Владислав ШВЕД:
- Когда я узнал о том, что произошло в ночь с 12 на 13 января, мне стало плохо. Этого не должно было случиться. Но если бы вы только слышали заявления Ландсбергиса, Озоласа, Мотеки - они ведь впрямую призывали к вооруженному восстанию, объявляли, что Литва находится в состоянии войны с СССР. Когда же рабочие отряды отправились к телецентру, чтобы попытаться вступить в переговоры, то были избиты литовцами из сил самообороны, а один из военнослужащих, прикрывавший их, был застрелен. Пришлось им обратиться за помощью к армии, которая вынуждена была захватить телецентр, чтобы пресечь мутный поток дезинформации, который лился оттуда. В одной из передач даже сообщали, что Бурокявичюс и Швед стремятся захватить власть, чтобы сесть в кресла президента и премьер-министра. После этого мы послали петицию протеста в Верховный Совет Литвы, но ответа на нее не получили. А непосредственно в здании телецентра засели до 1,5 тыс. вооруженных боевиков, которые встретили солдат градом камней и бутылок.
Погибли люди, сколько - это еще уточняется. Но даже если бы погиб только один человек - это недопустимо. Нельзя решать конфликты силой оружия.
- Возможно ли продолжение боевых действий со стороны армии?
- Думаю, что нет. Обстановка и так накалена до предела. Во всяком случае, пока нет указа Президента СССР о введении прямого президентского правления, статус-кво сохранится. Но это ужасно, когда вот так будут стоять в напряжении друг против друга две силы. Поэтому, я думаю, что скорейшее введение президентского правления было бы во благо.
- А кто же все-таки командует военными в Литве? Кто дает указания на штурм? Президент? Комитет национального спасения Литвы, который никто не видел и никак найти не может?
- Не знаю. Сам я в формировании комитета не участвовал, в его состав не вхожу.
- А кто же тогда входит?
- Этого я вам тоже сказать не могу.
* * *
Наша справка
Национальный состав населения, проживающего в Литве.
Всего - 3 млн. 690 тыс. (1989 г.).
Из них:
"pre"
Литовцев - 80,0%; русских - 8,9%; поляков - 7,3%; белорусов - 1,7%; украинцев - 0,9%; евреев - 0,4%; остальные национальности - 0,8%.
"/pre"