Мирная пауза, наступившая после отставки президента Набиева, никого в республике не успокоила. Судя по всему, вполне возможен новый виток конфликта.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ, поначалу мирное, началось весной этого года, когда по призыву национально-демократической оппозиции многие жители Курган-Тюбинской области собрались в Душанбе на площади Шохидон. Митинг длился без малого два месяца, и оппозиционерам удалось добиться выполнения своих требований: президиум ВС публично отказался от силовых методов борьбы с оппозицией и отменил законы, ущемлявшие демократические свободы.
А в это время на другой площади, Озоди, перед Верховным Советом собрались жители Кулябской области и выступили в поддержку курса ВС. 7 мая президент Набиев издал указ о создании национальной гвардии, и жители Куляба получили в руки оружие (по официальным данным, было роздано 1800 автоматов Калашникова). Правда, через несколько дней президент отменил свой указ и издал новый - о разоружении. Но процесс, как говорится, уже пошел, и кулябцы разъехались по домам, прихватив автоматы. На том мирное противостояние закончилось.
"КРАСНЫЕ" ПРОТИВ "ЗЕЛЕНЫХ"
Командиры кулябских формирований, воюющих в Курган- Тюбинской области, заявляют, что они защищают президента и будут до конца бороться с "исламистами и демократами, которые хотят объявить исламскую республику". Они также требуют освободить от работы членов правительства, оппозиционно настроенных к президенту, и прекратить передавать по радио пятикратный призыв к молитве. "Если наши требования не будут выполнены, мы штурмом возьмем Курган-Тюбе", - заявляют они. Ни для кого не секрет, что под началом кулябских командиров воюют немало лиц из криминальной среды и тех, кто мстит за родных и близких, погибших в междоусобной войне.
С противоположной стороны, в Курган-Тюбе, ополчение возглавляют местные жители - кори Киемиддин и мулло Мухаммаджон из крайне радикального крыла Исламской партии возрождения. Ополченцы также готовы сражаться "до конца". Итак, пути "красных" - сторонников президента и "зеленых" - защитников ислама пересеклись.
Генерал Лебедь - командующий 14-й армией в Приднестровье как-то в порыве откровенности обронил: "Кто стучится лбами на передовой? Работяги. А за углом ловится жирная рыба. Чем больше войны, тем больше рыбы." Вот и в Таджикистане многие считают, что в войне победу одерживают не те, кто стреляет друг в друга, а все та же пресловутая "третья сила". Пока южане, разделившись на два лагеря, воюют между собой, северные ленинабадские кланы, в течение десятилетий правившие республикой, укрепляют свои господствующие позиции. Кланово-региональный принцип всегда являлся основой в подборе и расстановке кадров ЦК Компартии Таджикистана. Руководящая элита на три четверти состояла из уроженцев Ленинабадской области, а уж в первые секретари попадали только выходцы оттуда.
ПРОГНОЗ
Очевидно, что судьба республики зависит сегодня не только от правительства и действующих политиков. Немалую роль здесь играют и кулябские кланы. Если они, отказавшись от экс-президента, сделают ставку на нового кандидата, война может пойти на убыль. Но и в этом случае установление окончательного мира проблематично: движение власти с севера на юг от старой элиты к новой будет идти с трудом. В республике накоплен огромный арсенал оружия, и нет никакой гарантии, что политики снова не попытаются столкнуть лбами вооруженные группировки в борьбе за власть.