Этой весной обострение коснулось трёх групп граждан: не согласных с властью, согласных с ней же и самой власти.
В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ известного афоризма председателя Госдумы Б. Грызлова ("парламент - не место для политических дискуссий") обсуждение насущных политических проблем в выборный год мало-помалу вышло на улицу.
ПРОШЛЫЕ выходные и вовсе прошли "по-украински" митингово: политические партии и общественные движения провели акции и пикеты сразу в нескольких регионах страны. Самые заметные (см. таблицу) состоялись в Москве и Санкт-Петербурге. Тысячи людей вышли замолвить словечко и "за", и "против" сложившихся в России порядков и действующих властей.
Отношение властей к митингующим тоже было, мягко говоря, разным. Милиция, которая охраняла митинги "Молодой Гвардии "Единой России", Движения против нелегальной миграции и СПС, откровенно скучала. А вот отряды ОМОН, свезённые сразу из нескольких областей в Москву и Питер на "Марши несогласных", вдоволь намахались дубинками.
Бои без правил
ПУШКИНСКАЯ площадь Москвы, где в субботу вопреки запрету московских властей должны были собраться активисты "Другой России", была оцеплена ещё с ночи. Самих "несогласных" вместе с освещавшими мероприятие журналистами начали арестовывать на дальних подступах. В числе первых арестантов оказался Г. Каспаров, который прямо из окошка омоновского автобуса устроил пресс-конференцию. "Об адских действиях антиконституционного режима" он, впрочем, говорил на английском, обращаясь прежде всего к иностранным корреспондентам. Импровизированный митинг прервали те же омоновцы. Дубинок пришлось отведать и некоторым из тех, кто пробирался к Тургеневской площади. Именно здесь московская мэрия разрешила провести "несогласным" свой митинг.
В Питере реакция милиции была ещё жестче. "Побоище" состоялось уже по окончании разрешённого митинга на Пионерской площади. По свидетельству очевидцев, бить и затаскивать в автобусы ОМОН начал уже расходившуюся по ближайшим станциям метро публику.
Неусвоенный урок
ПО СЛОВАМ одного из участников "марша", историка, депутата Госдумы В. Рыжкова, новая российская власть наступает на те же грабли, что и советская, и царская: "Не усвоен урок ещё 9 января 1905 года, когда жестокий разгон невооружённых людей стал прологом к первой в том веке русской революции". По мнению депутата, власти сами провоцируют людей на беспорядки - сначала запретом для 2-3 тысяч людей спокойно "выпустить пар", а потом и жестокими избиениями ослушавшихся. "Если раньше "марши" были маргинальными из-за того, что многие воротили нос от неоднозначных фигур Касьянова и Лимонова, - добавляет Рыжков, - то теперь они отошли на второй план. На первый план вышло недовольство нарушениями Конституции со стороны властей".
"Реакция властей и действия ОМОНа, учитывая узкую базу общественной поддержки "Другой России", были избыточными, - считает и директор Агентства политических и экономических коммуникаций Д. Орлов. - Даже если принимать в расчёт, что в "Другую Россию" входят организации, члены которых всегда действуют на грани фола, сознательно провоцируя ответные действия властей".