Примерное время чтения: 5 минут
58

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. "Готовы предсказать результаты референдума"

В ГАЗЕТЕ "Правда" за 21 декабря 1990 г. в заметке под названием "Не верю, что 96 процентов за частную собственность на землю" социолог В. Кириенко подверг сомнению результаты анкеты "АиФ".

Возражение аналогичного характера опубликовал в газете "Советская Россия" за 18 декабря 1990 г. член-корреспондент Академии наук СССР М. Руткевич.

Сразу отметим, что полученные еженедельником "АиФ" результаты не отражают мнения всех его читателей, тем более нельзя утверждать, что 96,2% населения страны выступают за частную собственность на землю*.

Мы делаем этот вывод на основании данных трех социологических опросов, проведенных осенью 1990 г. Одно из них выполнено в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и охватило более 6 тыс. человек в 10 областях разных зон России, включая и Сибирь. Другое проведено Всесоюзным центром по изучению общественного мнения и опубликовано 12 (13) ноября прошлого года в газете "Известия". Наконец, это наше собственное исследование, выполненное по заказу Верховного Совета РСФСР и охватившее по предварительной пропорциональной выборке более 2500 человек в Саратовской и Тверской областях.

В результате нашего анкетного опроса установлено, что большинство населения (60%) одобрительно относится к введению частной собственности на землю. Но если среди жителей крупных городов так настроены три четверти опрошенных, то в малых городах - около половины, а в деревнях - 45% анкетируемых. В то же время доля противников приватизации земли в крупных городах - 17%, в малых городах заметно выше - 41%, в селе - 45% опрошенных.

В том, что полученные результаты являются достоверными, нас убеждают два момента: во-первых, достаточно близкое совпадение данных анкетирования в двух далеко отстоящих друг от друга и существенно различающихся по многим параметрам регионах России, тем более что сами опросы проводились независимыми друг от друга исследовательскими группами, а во-вторых - соответствие наших выводов результатам двух других исследований.

Например, среди сельских жителей, по нашим данным, за частную собственность на землю выступают 45%, по данным ВЦИОМ - 46%, по данным Российской академии - 51% опрошенных. Против - 45, 42 и 40% соответственно. В подобных случаях древние говорили: "Понимающему - достаточно".

ИТАК, оценка еженедельника "АиФ" завышена, хотя суть дела отражена верно. Для газетного опроса это достаточно типичный исход. Каждое массовое издание, тем более распространяемое почти исключительно по подписке, имеет свою специфическую аудиторию, людей определенных воззрений и предпочтений. На просьбу газеты заполнить и выслать анкету откликается только самая активная часть читателей, обычно не более 2% от числа подписчиков. Отсюда следует, что результаты опроса "АиФ" могут быть поняты и так: активных противников частной собственности на землю среди читателей этого издания в 25 раз меньше, чем активных сторонников.

Кроме того, из результатов анкетирования "АиФ" вытекает, что 26% приславших заполненные анкеты людей хотят иметь землю для производства продукции на продажу. В абсолютных цифрах это составляет почти 80 тыс. человек, что совсем немало, так как российский премьер И. Силаев говорил о 100 тыс. фермерских хозяйств в первые два года приватизации как об успехе земельной реформы. Кстати сказать, по нашим данным, 27% опрошенных жителей села хотели бы иметь землю для этой цели.

В. Кириенко убежден, что сторонников частной собственности на землю крайне мало. Мы уверены в обратном и потому принимаем вызов, согласны участвовать в еще одном исследовании вместе с ним и в присутствии депутатов в качестве независимых судей. Более того, основываясь на результатах своих исследований, мы готовы предсказать результаты референдума: доля сторонников приватизации земли будет более 60%.

Рассмотрим еще одно существенное замечание В. Кириенко. Он пишет: "...в подавляющем большинстве люди хотели бы иметь 15 - 20 соток для дачных хозяйств", и эта информация звучит у него как аргумент против приватизации. Действительно, какая тут частная собственность, если речь идет только о дачном участке?

Социологу должно быть хорошо известно, что факт и его истолкование - вещи существенно разные.

Итак, сначала о фактах. Действительно, половина опрошенных горожан ведет речь о садовом участке размером 10- 15 соток, воловина селян - об участке до 50 соток для ведения личного подсобного хозяйства. Участок до 10 га называют 10% горожан и 20% селян, свыше 10 га ~ 2% горожан и 6% селян. Конечно, это немного.

С другой стороны, 3% сельхозугодий, занимаемых личными подсобными хозяйствами. дают, по некоторым оценкам, до половины всего картофеля и еще массу других продуктов. Так что, может быть, это и не так уж мало.

Другим многое объясняющим вопросом был такой: "Можно ли ожидать конфискации нажитого имущества у единоличников, арендаторов и кооператоров (повторения "раскулачивания") в недалеком будущем?". Результаты следующие: летом и осенью 1989 г. подобное развитие событий исключали 16% опрошенных. Осенью 1990г. -24%. Человек не будет вкладывать силы и средства в земельный уча-, сток, если опасается грядущей экспроприации. Без доверия к властям, юридических гарантий законности и порядка, соблюдения основных прав человека, в том числе священного права частной собственности, никаких существенных сдвигов в хозяйственной жизни нашей страны произойти не может.

По поручению исследовательской группы Научного центра "СОЦЭКСИ" - А. ГАВРИЛОВ, социолог, кандидат философских наук.

___

* Этих утверждений, кстати говоря, на страницах "АиФ" не было. См. "АиФ", 1990. N 48. - Ред.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно