Директор - это тот человек, которого чаще всего ругают "снизу" и "сверху". Чем живут директора сегодня, в чем видят перспективы улучшения жизни?
Во время Всесоюзного съезда директоров наш корреспондент побеседовал с несколькими руководителями ведущих предприятий страны.
На вопросы отвечает генеральный директор авиазавода Уфы В. ПАРАЩЕНКО.
- Чем обернется для вашего коллектива реформа цен?
- То, что официально мы должны получить от правительства, мы не получили. Это индекс инфляции, прогноз на ее рост по годам. Инфляция в первую очередь бьет по карману гражданина. И для того чтобы заложить правильную цену на товар, мы должны заложить правильную зарплату, учесть в ней процент инфляции. Повышение цен без учета инфляции - это закулисная работа.
От повышения цен не уйти. Но делать это надо грамотно.
- Можно ли действия нашего правительства за последнее время расценивать как квалифицированные?
- Очень много принято неэкономических постановлений. Они не только не дают стимулов к работе, но и, наоборот, снижают интересы коллективов к труду.
Возьмем наше предприятие. В прошлом году оно полностью выполнило госзаказ, имеет и рост объема производства, а вот прибыли нет. Всего 41% от той прибыли, которая нам нужна. Мы вышли с долгом по фондам социального развития в 11 млн. руб., хотя делаем много гражданской продукции. Двигатели к автомобилю "Москвич", например. Их доля в общем объеме производства 40%.
- И даже это не позволяет вам иметь прибыль?
- К сожалению, не позволяет. Я думаю, что непонимание нашим правительством того, что не из-за рубежа, а именно от руководителя производства оно могло бы получить деньги, товар и валюту. Но для того чтобы это иметь, оно должно нас привлечь на свою сторону. Ни окриком, ни указом, который, как продразверстка, забирает все.
- Значит, при тех постановлениях, которые вышли, ни увеличивать производство товаров, ни сдерживать цены невозможно?
- Невозможно. Задача правительства - создать условия, благоприятные для эффективной работы любого предприятия. Только для этого оно и существует. Если этого не будет - все разговоры бесполезны, это пустая трата времени.
- Неужели все директора не могут быть умнее министров?
- Многие директора побаиваются верховной власти. Ведь и Указ о борьбе с экономическим саботажем направлен в первую очередь против них. Под него можно подвести почти любого руководителя. Разве после этого директор выйдет и будет прямо говорить, что он думает?
Я надеялся, что на этом съезде мы решим, как противодействовать всем тем постановлениям, которые на корню душат инициативу. Этого не произошло. И я зря потерял здесь время.
- Нужен ли стране стабилизационный фонд для поддержки убыточных предприятий?
- Часть предприятий стали убыточными не по своей вине. И дело чести и солидарности рентабельных предприятий помочь, поддержать те коллективы, которые оказались убыточными. Я не вижу здесь криминала. Но если это не подействует - то их надо "ликвидировать.
- Как у вас идет конверсия?
- Конверсия - это полное снятие боевой техники. Ее у нас не произошло, хотя спад производства есть. Сохранились люди, технология и восстановить производство будет легко.
- Считаете ли вы сложившуюся ситуацию безнадежной?
- Не считаю. Она не безнадежна. Я ждал от съезда, что мы заставим правительство изменить свои подходы или же потребуем замены самого правительства. Но не услышал.
Хотя все директора себе на уме. Они сами будут изыскивать ходы, чтобы нейтрализовать действия правительства. И я в том числе.
- Вы представляете себе, что такое рыночная экономика?
- Больше теоретически. А практически при нашей укладности и системе я ее плохо себе представляю.
- Но у вас в душе нет отторжения перехода к рынку?
- Нет. Даже, наоборот, хочется попробовать. Я вижу, что там большой потенциал. При рыночной экономике будет участвовать в работе весь коллектив. Это откроет у него "второе дыхание".
- Не пытаетесь ли вы перевести на новые формы хозяйствования свое предприятие?
- Создаем сеть из малых предприятий. Кто желает - пожалуйста. Это все надо испытать, проверить на деле.
- Есть ли надежда, что этот год не будет таким мрачным, как обещают?
- Да. Конечно. Я надеюсь на свой коллектив и на себя, свои силы. Я буду искать варианты повышать зарплату, чего бы мне этого ни стоило.