Примерное время чтения: 7 минут
229

Территориальный спор между СССР и Японией касается островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи. Мирный договор и "Северные территории"

С 16 по 19 апреля, как известно, состоится визит М. С. Горбачева в Японию. Основная цель визита - переговоры о заключении мирного договора между двумя странами. По нашей просьбе МИД СССР и посольство Японии в СССР представили редакции официальные позиции сторон в этом вопросе. Предлагаем читателям стержневые моменты этих позиции.

ПОЗИЦИЯ СССР

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ стремится к достижению полной нормализации отношений с Японией и заключению с ней мирного договора, считая это одной из приоритетных задач своей внешней политики.

Как известно, Япония выдвигает претензии на южные Курильские острова - Кунашир, Итуруп и Малую Курильскую гряду (остров Шикотан и группа небольших островов и скал, именуемых в Японии Хабомаи), заявляя, что речь идет об "исконно японских территориях", никому, кроме Японии, ранее не принадлежавших и "незаконно оккупированных" Советским Союзом в 1945 г.

Советская сторона исходит из того, что принадлежность нашей стране Курильских островов, включая их южную часть, обоснована как с международно-правовой, так и исторической точки зрения. Они перешли к Советскому Союзу на законных основаниях по итогам второй мировой войны в соответствии с рядом соглашений, заключенных союзными державами, - Каирской декларацией 1943 г., Ялтинским соглашением 1945 г. и Потсдамской декларацией 1945 г. Отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова зафиксирован в Сан- Францисском мирном договоре от 8 сентября 1951 г.

Советский Союз не подписал Сан-Францисский мирный договор. Однако это не снимает обязательств Японии, вытекающих из вышеупомянутых соглашений союзников в отношении передачи Советскому Союзу Курильских островов. К тому же отказ Японии в Сан-Францисском мирном договоре от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова носит абсолютный характер, и его правовые последствия выходят за пределы круга участников данного договора. Это отвечает общепринятой международной практике и доктрине, которая относит территориальные постановления мирных договоров к нормам объективного международного права, затрагивающим международные отношения в целом, а не только отношения между странами - участницами таких договоров.

Прекращение состояния войны и восстановление отношений между СССР и Японией было осуществлено в результате подписания Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 г.

В Декларации зафиксировано намерение сторон продолжить после восстановления отношений переговоры о заключении мирного договора. Одновременно указывалось, что Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и о. Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.

Однако в тот период японская сторона не пошла на заключение мирного договора с СССР на основе упомянутого положения Совместной декларации, а настаивала на том, чтобы при заключении мирного договора Японии были бы переданы также и острова Кунашир и Итуруп. С тех пор позиция Японии изменений не претерпела.

В январе 1960 г. в связи с заключением между Японией и США "договора безопасности" Советское правительство "дополнительно обусловило передачу Японии островов Хабомаи и о. Шикотан выводом с ее территории всех иностранных (американских) войск.

Углубленное обсуждение проблемы южных Курильских островов в ходе ведущихся в настоящее время советско-японских переговоров по мирному договору показало, что проблема территориального размежевания, которая должна найти свое решение в договоре, относится к разряду сложнейших и деликатнейших, непосредственно затрагивает национальные, патриотические чувства народов обеих стран, вопрос о послевоенных государственных границах.

Советская сторона считает необходимым - и призывает к. этому японских партнеров - учитывать то, что исторически сложилось, принимать во внимание все стороны территориальной проблемы, ее исторический и современный контекст, японский и советский аспекты. Отмечается, что предметом советско-японских переговоров и поиска должно быть то, как совместить все эти моменты, действуя во встречном движении и руководствуясь доброй волей.

"img src="15aif02.gif""

ПОЗИЦИЯ ЯПОНИИ

Япония искренне желает расширения сотрудничества с Советским Союзом. Это было бы не только во благо обеих наций, но и способствовало бы стабильности и процветанию в глобальном масштабе.

Наша страна раньше России узнала о существовании Сахалина и Курильских островов и приступила к их фактическому освоению. Суверенитет России никогда не распространялся на острова южнее Урупа. 7 февраля 1855 г. между Японией и Россией был заключен трактат о дружбе и торговле, положивший начало связям между нашими государствами. Согласно трактату с тех пор японско-русская государственная граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а Курильские острова от Урупа и севернее закреплялись за Российской империей. Тем самым и юридически острова, лежащие южнее, - Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи, - были признаны территорией Японии.

Во время второй мировой войны союзные державы определили свою линию но послевоенному урегулированию в нескольких декларациях. Так, в Каирской декларации 1943 г. было заявлено, что Япония должна отдать Тихоокеанские острова, приобретенные в результате первой мировой войны, Маньчжурию, Тайвань, Пескадорские острова, Корею и все прочие территории, "захваченные силой". О Сахалине и Курильских островах в Каирской декларации четко сказано не было. Однако очевидно, что острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, являющиеся исконной территорией Японии, не подпадали под содержащееся в Каирской декларации определение "захваченные силой территории".

В Ялтинском соглашении 1945 г, предусматривался возврат Советскому Союзу прежних российских владений - Южной части Сахалина, всех близлежащих островов, а также Курильских островов, которые подпали под суверенитет Японии в силу договоров от 1875 и 1905 гг. Однако, во-первых, это соглашение определило лишь линию по послевоенному устройству, и его нельзя рассматривать в качестве окончательного решения территориальных вопросов после войны. Во-вторых, наша страна изначально не являлась участницей Ялтинского соглашения и не может считать себя связанной им. Поэтому в отношениях с Японией СССР не может ссылаться на это соглашение.

В Потсдамской декларации 1945 г. было определено, что условия Каирской декларации должны быть выполнены и суверенитет Японии ограничивается островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые укажут союзники. Однако конкретное содержание фразы об островах, которые укажут союзники, в декларации расшифровано не было. Поскольку окончательное решение территориальных вопросов в результате войны определяется только мирным договором, положения Потсдамской декларации в этой части юридической силой не обладают.

9 августа 1945 г. Советский Союз, нарушив действовавший в тот период договор о нейтралитете с Японией, вступил в войну на стороне союзных держав. К началу сентября советские войска оккупировали Южную часть Сахалина, Курильские острова, а также острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан.

В заключенном в 1951 г. между Японией и союзными державами Сан-Францисском мирном договоре по поводу Сахалина и Курильских островов было сказано следующее: "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на I Курильские острова, а также на часть Сахалина и прилегающие острова, суверенитет над которыми приобрела в результате Портсмутского договора". Однако, кому достанутся эти территории, определено не было. СССР в одностороннем порядке включил эти территории в свою. Кроме того, в мирном договоре не были четко определены географические границы понятия "Курильские острова".

Так как СССР отказался подписывать Сан-Францисский мирный договор, наша страна встала перед необходимостью заключать с Советским Союзом отдельный мирный договор. В июне 1955 г. по этому поводу между Японией и СССР начались переговоры. Однако из-за отсутствия договоренностей по всем территориальным вопросам, 29 сентября 1956 г. в "Посланиях Мацумото - Громыко" была достигнута договоренность продолжить переговоры по заключению мирного договора, в том числе и по проблеме территорий, после установления дипломатических отношений. 19 октября 1956 г. стороны ограничились подписанием совместной декларации об установлении дипломатических отношений. Согласно декларации, острова Хабомаи и Шикотан должны перейти к Японии после заключения мирного договора. Вопрос же возвращения Японии островов Кунашир и Итуруп - в духе "Посланий Мацумото - Громыко" - должен был решаться в ходе переговоров о заключении мирного договора. Однако в 1960 г. СССР отошел от этой договоренности, ссылаясь на заключение договора о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и США и игнорируя тот факт, что американские войска были уже размещены на японской территории в соответствии с договором о безопасности между Японией и США от 1951 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно