На вопросы наших корреспондентов отвечает академик АМН СССР, директор Института биофизики АМН Л. ИЛЬИН - человек, в адрес которого за прошедшие пять лет раздавалось, пожалуй, больше всего критики за сокрытие правды о Чернобыле.
- По мнению министра здравоохранения УССР Ю. Спиженко, "...ложь и полуправда, информационный диктат Центра и сверхсекретность об истинной радиационной обстановке за пределами 30-километровой зоны сделали свое дело - около 150 тысяч жителей Украины получили дозовые облучения щитовидной железы, превышающие допустимые. А пять тысяч детей и семь тысяч взрослых приняли на щитовидку свыше двухсот рад, что по нынешним нормам превышает допустимые пределы в 30 - 40 раз!
Сегодня столичный Институт биофизики АМН СССР вынужден признать взаимосвязь аварии с распространением заболевания рака щитовидной железы, но пока "не видит" связи с радиацией той массовой патологии крови, которая наблюдается сегодня".
Вы не чувствуете личной ответственности за то, что тогда, 5 лет назад, людям не сказали всей правды?
- Пять лет назад никто и не знал всей правды. И это вполне естественно. Не было полной информации. Моя совесть, как ученого, абсолютно спокойна. Все это было засекречено. То, что мы знали, что могли предпринимать, мы предпринимали, а когда меня спрашивают: "Что вы сделали бы тогда?", - я хотел бы видеть этих людей на нашем месте.
- Сколько человек пострадало от аварии на ЧАЭС?
- По данным Института медицинской радиологии АМН СССР, в государственный регистр включены 244 тыс. ликвидаторов, 536 тыс. эвакуированных и лиц, проживающих в зонах жесткого контроля. За последний месяц институт получил информацию о 10 тыс. человек по линии Министерства обороны (офицерский состав), 8 тыс. офицеров МВД, о 34 тыс. солдат срочной службы. Последней цифре я не очень верю. Думаю, она больше.
Индивидуальная дозиметрия имеется лишь у 141 тыс. человек, т. е. практически 100 тыс. человек не имеют документов о дозах.
В 1986 г. через чернобыльскую площадку прошли 121 тыс. человек, в 1987 г. - 75 тыс., в 1988 г. - 22,6 тыс., в 1989 г. - 8 тыс.
Характеристики смертности среди ликвидаторов по Украине, России и Белоруссии для возрастной группы от 20 до 50 лет практически ничем не отличаются от средних коэффициентов смертности по этим республикам.
Всего умерло за эти годы 1134 человека (в возрасте 20- 49 лет). Это по ликвидаторам. Общая смертность по СССР среди людей 20 - 30 лет в интервале 2,2 - 2,6 на 100 тыс. человек. А по регистру (выбрали людей этого возраста) - 1,5 человек (т. е. на 30% ниже, чем в целом по стране).
- После аварии для оценки степени радиационного воздействия вами была предложена 35-бэрная концепция. Сегодня многие ученые считают ее ошибочной. Вы по- прежнему в ней уверены?
- Абсолютно! Вот у меня на столе отчет Международного проекта по Чернобылю, в котором принимали участие более ста ученых из более чем 20 стран мира. Группа депутатов обратилась в свое время к Н. Рыжкову с просьбой провести независимую международную экспертизу, так как они не доверяют советским специалистам.
Нашу концепцию, а точнее предложенный национальной комиссией по радиационной защите уровень вмешательства 35 бэр, независимые международные эксперты назвали слишком консервативной. Они бы дали допустимую дозу в 2 - 3 раза больше. А нас сегодня обвиняют в геноциде белорусского народа!
Основные выводы экспертов: они не нашли в пострадавших районах каких-либо изменений по сравнению с контрольными районами, которые бы свидетельствовали о возможном действии радиации на людей. Все решения советских специалистов на ранней фазе аварии были правильными и принимались в соответствии с разработанными у нас и за рубежом нормативами.
Я предполагаю, что сейчас у нас в стране некоторыми людьми будет сделано все, чтобы дезавуировать решения комиссии независимых экспертов.
- Вы считаете, что ваши критики руководствуются чисто политическими, а не профессиональными соображениями?
- На этой критике многие сделали карьеру... В то время как практические вопросы не решаются годами. Например, усилиями ученых нашего института был создан специальный фильтр для очистки молока от радиоактивного цезия. Фильтр представляет собой нетканый материал, в структуру которого с помощью специальных химических приемов ввели вещество, избирательно связывающее цезий. Молоко снижало свою радиоактивность в 20- 40 раз, т. е. становилось практически чистым, не теряя вкусовых и других качеств. Если бы эти фильтры были внедрены своевременно, можно было бы часть людей не переселять.
Один фильтр стоит примерно 4 копейки. Их необходимо не менее 10 млн. штук в год как минимум. Но существующая у нас система не позволяет быстро внедрить эту разработку. Мы готовы передать технологию и документацию.