Те, кому сегодня около тридцати, наверное, хорошо помнят популярные песни (хиты) своей юности. Такие, например, как "Крутится волчок" или "Гуляка". Их автор Сергей САРЫЧЕВ стал известен публике своей работой в "Круизе", чуть позже - в группе "Альфа". Пик популярности "Альфы" пришелся на 1988 год, и ничто, казалось бы, не предвещало беды. Однако на одном из концертов, во время "разборок" между местными хулиганами, музыканты были жестоко избиты. Сергей попал в больницу, и с концертной деятельностью было покончено.
Он вернулся через несколько лет, но уже в ином качестве - как менеджер певицы Марины ЖУРАВЛЕВОЙ. Вдвоем они недавно пришли в "АиФ". А поводом их появления послужила информация по ТВ о том, что выступления Марины во Владивостоке сорвались из-за того, что на концерте порвалась пленка с фонограммой.
- Все так и было на самом деле?
САРЫЧЕВ. Нет, конечно. Марина поет только "вживую". Более того, в это время мы выступали в другом городе. Но повторяется история двойников "Ласкового мая". До нас и раньше доходили слухи о том, что по стране разъезжают с гастролями несколько "Марин Журавлевых" с нашими фонограммами, но попробуй их поймай...
- А пытались?
С. Пока безуспешно. Но даже если поймаем, то нам надо будет доказать в суде, что администраторы действительно составляли договор о проведении концертов, что на сцене действительно была не М. Журавлева. И если учесть, что, как правило, эти мошенники никаких следов не оставляют, то их поимка - дело почти безнадежное.
ЖУРАВЛЕВА. Вы можете этому не поверить, но, насколько я знаю, раньше порядка на эстраде было гораздо больше. Если где-нибудь на афише появлялось объявление о концерте какого-нибудь коллектива, на следующий день об этом становилось известно в Министерстве культуры. Без гастрольного удостоверения невозможно было выступать с концертами. Под фонограмму разрешалось работать лишь танцорам, клоунам и на гала-концертах. В других же случаях, если на этом ловили артиста, то его снимали с гастролей на целый год. А уж о том, чтобы выступать не под своим именем, под чужую фонограмму, и речи не заходило...
- А что - это действительно так распространено?
С. Под фонограмму принципиально не работают лишь те, кто играет рок, и авторы-исполнители уровня Градского или Малинина. Зато 90% поп-исполнителей пользуются "фанерой". Как правило, они этого и не скрывают. Друг у друга воруют и песни, и идеи...
- ...и названия. Я знаю, что та группа, которая сейчас выступает под названием "Альфа" и поет песня, написанные тобой, никакого отношения к твоей "Альфе" и к тебе не имеет.
С. Верно. Я разговаривал когда-то с их руководителем, и знаешь, что он мне ответил? "А мне просто захотелось назваться "Альфой", и все. И ничего ты с этим не сделаешь". И он прав: несмотря на то что название "Альфа" давно зарегистрировано мной в ВААП, нет у нас в стране настоящего закона об авторском праве. А пока его нет, все обращения в суд будут, что называется, себе дороже. Любой человек сейчас может просто украсть у другого название, проект - и ничего ему не будет.
- А откуда появилась у музыкантов такая страсть к фонограмме?
Ж. Вживую петь чрезвычайно трудно, поскольку надо не только петь, но и при этом двигаться, и делать вид, что все это вам удается просто и легко. Приплюсуйте сюда волнение перед каждым выходом, неважную аппаратуру и ужасную акустику почти всех залов...
С. Я помню, что во времена работы в "Альфе", когда почти все песни приходилось петь, используя вокальный прием "дисторшн", то есть на крике, - после концертов просто ног под собой не чувствовал. Чтобы выдержать гастрольные нагрузки, выступая вживую, нужно быть физически очень крепким человеком. И, как сейчас выясняется, еще и честным. А это не всем дано.
- "Фанера" и гастроли двойников, надо полагать, не единственные методы жульничества на эстраде?
С. Конечно. Вот вам пример из классики, такое проделывали еще со знаменитым Энрике Карузо. Объявляют где-нибудь, например, сеансы Чумака. Конечно, билетов в кассе нет, они продаются только с рук и не по 10 рублей, а по 120 - 150. Их все равно берут - люди хотят быть здоровыми. Но тут объявляют: Чумак заболел и не приедет, сдавайте билеты в кассу - естественно, по государственной цене. Вот и все премудрости. И никаких следов ОБХСС обычно никогда не находит.
- Сергей, ты выступал на сцене в то время, когда пословица "играешь рок - получишь срок" была более чем актуальна. Стало ли легче работать сейчас, все ли двери открыты для артиста?
С. Почти все, кроме, пожалуй, редакции музыкальных программ ЦТ. Все тот же худсовет, все та же вкусовщина. Непробиваемая организация.
- Тем не менее некоторых показывают довольно часто. Например, Добрынина...
С. А сколько он ходил на телевидение! А как его обливали грязью за песни, которые пела вся страна! Вспомните хотя бы "Обручальное кольцо"! Я как посмотрю на его седые волосы, так мне страшно становится. Страшно от того, что сегодняшняя ситуация на ЦТ ничем не отличается от той, что была в 70 - 80-х: как "топили" у нас таланты, так и продолжают "топить"...