Примерное время чтения: 5 минут
114

СТОИМОСТЬ ЭЛИТАРНОЙ "КОРЗИНЫ" - 3312 РУБ. В МЕСЯЦ НА ЧЕЛОВЕКА. Чья "корзина" тяжелее?

В прошедших номерах "АиФ" вы приводили расчеты прожиточного минимума после повышения цен. Было бы интересно узнать: каков размер "потребительской корзины" у элитных слоев нашего населения?

Л. Родина, Москва.

Мы обратились к специалистам, ведущим сбор информации за изменением цен по методу "потребительской корзины", альтернативной официальной статистике. Ими исследовалось около 250 позиций расходов населения на покупку продовольствия, товаров и услуг, причем наблюдения за ценами велись примерно в 20 городах - как в государственной торговле (с учетом переплат продавцам), так и на колхозных рынках, в кооперативной и коммерческой торговле, а также на "черном" рынке, у спекулянтов.

ПОЛУЧЕННЫЕ нами данные позволяют условно выделить три основных типа потребителей и проследить динамику стоимости их жизни.

ПЕРВЫЙ ТИП - это люди с ограниченными средствами. Они покупают самые дешевые товары по государственным розничным ценам и, как правило, вынуждены много времени тратить на их поиски, стоять в очередях.

В их "потребительской корзине" насчитывается 37 наименований продуктов и 73 - непродовольственных товаров. Уровень их жизни близок к прожиточному минимуму, который оценивается нами для горожанина в 364 руб. в месяц.

ВТОРОЙ ТИП - потребители со средними доходами, которые покупают товары все же преимущественно в государственной торговле, но при необходимости могут пользоваться потребкооперацией, рынком, услугами кооператоров. Цены коммерческих магазинов и "черного" рынка для них слишком высоки. Их "корзина" насчитывает 46 продовольственных товаров и 75 - непродовольственных. Ее стоимость после повышения цен возросла с 465 руб. до 1190 руб. в месяц. До повышения цен это был самый массовый тип потребителей, что нельзя сказать о нем сейчас. Доходы свыше 1000 руб. в месяц в стране имеют немногие. Поэтому часть этой группы населения приближается к черте бедности.

ТРЕТИЙ ТИП - высокодоходные слои населения. Покупатели этой группы позволяют себе приобретать предметы гардероба в коммерческих магазинах, а сложную бытовую технику, мебель, автомобили - на "черном" рынке, у спекулянтов, по ценам, в 3 - 5 раз превышающим государственные. В их "потребительской корзине" 50 наименований продуктов и 84 - непродовольственных товаров. Ее стоимость в мае составила 3312 руб. в месяц на человека (расходы после повышения цен возросли на 46,8%).

Эта группа населения приближается к стандарту среднего уровня потребления западноевропейских стран.

Размеры "потребительской корзины" и темпы роста стоимости жизни по различным группам потребления в 1990 - 1991 гг. (в расчете на взрослого члена городской семьи)

* В числителе - размер "потребительской корзины" в рублях, в знаменателе - темпы роста стоимости жизни в процентном отношении к марту 1990 г.

СЫТНО ЛИ У "КОРМУШКИ"?

Наблюдения цен по закрытым каналам распределения, главным образом в рамках торговли по предприятиям и ведомствам, позволили нам рассчитать "корзину" привилегированного слоя потребителей, имеющих возможность жить по элитным стандартам, но при этом пользоваться не коммерческими, а государственными ценами. В январе 1991 г. их "корзина" "тянула" лишь на 609 руб. Это в 3,3 раза меньше соответствующей ко качеству и разнообразию "корзины" 3-й высокодоходной категории потребителей и только на 30% дороже среднего 2-го потребительского стандарта. Как видно, при "кормушке" неплохо живется и сейчас.

Итог годовых наблюдений за ценами (март 1990 - март 1991 г) свидетельствует, что в наибольшей мере выросла стоимость элитарной "корзины". Этого, впрочем, в условиях быстрой инфляции и следовало ожидать: цены на высококачественные товары росли в наибольшей степени.

Настораживает тот факт, что до марта этого года на втором месте в гонке цен была минимальная "корзина". Этот факт связан главным образом с исчезновением с прилавков товаров повседневного спроса по низким государственным ценам. Покупатели вынуждены были переключаться на комиссионные магазины и рынок, неся, естественно, большие издержки.

В течение года нарастала и дифференциация в уровне жизни. Так, если в марте 1990 г. стоимость "корзины" третьего типа превышала прожиточный минимум в 8 раз, то через год - уже почти в 14. При этом вовсе не произошло увеличения слоя зажиточных людей. Наоборот, росла численность бедных. Исходя из реального среднедушевого дохода, половина наших жителей оказалась у черты бедности и за ней.

Наблюдение за потребительским рынком в апреле - мае 1991 г. показало, что после реформы объем продажи товаров через госторговлю (в натуральном выражении) сократился более чем в два раза. Конкуренция между госторговлей и рыночными секторами за рубль потребителя резко обострилась. Итог - майское снижение цен колхозного рынка (на 7 - 8%), новой кооперации (на 4 - 5%), "черного" рынка на бытовую технику (на 7 - 10%).

Поэтому стоимость элитарной "корзины" в мае практически не выросла.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно