В решениях июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС отмечено, что "с учетом политической и социальной значимости реформы ценообразования она должна стать предметом самого широкого обсуждения в стране".
В порядке обсуждения предстоящей реформы предлагаем эту статью.
МЫ РАНЬШЕ довольно часто говорили о стабильности наших розничных цен. Тем не менее, наверное, каждая семья по своему бюджету ощущала, что они все же растут. Как же это происходит?
Ответ на поставленный вопрос во многом зависит от того, какой показатель мы изберем для характеристики динамики розничных цен. Органы государственной статистики в своих ежегодных публикациях пользуются индексами прейскурантных розничных цен.
По данным Госкомстата СССР, прейскурантные розничные цены на все товары, помимо алкогольных напитков, за период с 1970 по 1985 г. возросли лишь на 4%, причем в одиннадцатой пятилетке по сравнению с десятой их рост даже замедлился - с 4 до 1%.
Что понимается под изменением прейскурантной розничной цены? Установление на определенный товар, при сохранении его артикула, качества, размера, фасона и т. д., новой цены, то есть прямое, открытое увеличение цены на товар. А что не считается изменением прейскурантной розничной цены и, следовательно, не отражается в индексах? Установление: цен на новые товары; новых цен на товары при изменении государственного стандарта и артикула: повышенных временных цен на товары улучшенного качества; постоянных цен на товары улучшенного качества; постоянных цен вместо временных; новых цен на товары, снятые с производства, и при проведении распродаж; цен на импортные товары по аналогии с новой отечественной продукцией.
Исчисляемые индексы прейскурантных цен не в состоянии представить объективную картину динамики розничных цен. Более достоверную ее оценку дают индексы средних розничных цен, учитывающие изменение в структуре розничного товарооборота.
Механизм влияния структурных сдвигов на динамику средних цен покажем на условном примере. Хлебторг реализует населению два вида булок. Прейскурантная цена булок первого вида 15 коп., второго - 20 коп. Раньше 60% продажи булок приходилось на первый вид, 40% - на второй. Теперь же, напротив, 40% реализации составляют булки по цене 15 коп., а 60% - по 20 коп. В результате прейскурантные цены не изменились, средняя цена выросла с 17 коп. до 18 коп.
С помощью индексов прейскурантных и средних цен мы рассчитали динамику розничных цен по некоторым товарным группам за период с 1970 по 1985 г.:
Индексы розничных цен, в %
Разрыв между индексами прейскурантных и средних розничных цен объясняется тем, что в структуре розничного товарооборота увеличилась доля товаров с более высокими ценами.
Но и приведенные оценки динамики розничных цен представляются нам заниженными. Дело в том, что на рост розничных цен оказывают воздействие не только изменения в макроструктуре розничного товарооборота, но и сдвиги в ассортименте - полное исчезновение определенных видов товаров из сферы обращения (как правило, недорогих) и замена их новыми, с иным артикулом.
Увеличиваются розничные цены и вследствие возрастания доли в розничном товарообороте более дорогих импортных товаров. Ускоренное развитие товарооборота потребительской кооперации также ведет к росту средних цен покупок.
Итак, следует признать, что поддержание в неприкосновенности прейскурантных розничных цен мирно уживается, как справедливо пишут читатели, со значительным скрытым (т. е. не фиксируемым) ростом розничных цен.
По мнению 71% опрошенных в ходе проведенного нами социологического исследования, за последние 10 - 15 лет цены на потребительские товары сильно возросли, 23% считают, что цены возросли умеренно. Отсюда следует, что население реагирует на скрытые формы роста цен как на прямое повышение цен.
Как же расценить факт роста розничных цен? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Структурные сдвиги в розничном товарообороте представляют собой сложное социально - экономическое явление.
Так, увеличение доли одних товаров в розничном товарообороте, скажем фруктов и овощей, товаров бытового и хозяйственного назначения, следует расценивать как подъем уровня жизни советских людей. А увеличение вплоть до последнего времени доли алкогольных напитков или снижение доли белковых продуктов надо отнести, конечно, к негативным моментам.
Пагубно влияет на уровень благосостояния отрыв цен от потребительских свойств товаров: повышение цены не в меру улучшения качества, падение качества при прежней цене; 85% опрошенных нами заявили, что за последние 10 - 15 лет качество мясопродуктов (и это при росте средних цен) ухудшилось.
Кроме того, повышение средних розничных цен, даже подкрепленное улучшением потребительских свойств товаров, может быть потребителю и навязано, если в продаже нет аналогичных, но более дешевых товаров. Данные проведенного нами обследования позволяют заключить, что примерно 3/4 покупок предметов гардероба и 2/3 покупок товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода являются вынужденными. Рост розничных цен, связанный с вынужденными для населения покупками, ведет к падению покупательной способности денег и носит инфляционный характер.
Какие выводы следует сделать из описанных тенденций?
* Первый: необходим комплекс мер, направленных на сдерживание необоснованного удорожания потребительских товаров. К числу этих мер, прежде всего, следует отнести радикальную реформу хозяйственного механизма в отраслях потребительского комплекса, направленную на преодоление "монополизма" производителя и расширение контроля потребителя за структурой, ассортиментом и качеством выпускаемой продукции.
* Необходим также контроль за долей дешевого ассортимента товаров, за обеспечением широкой дифференциации цен на одноименные товары, за предельно допустимыми границами роста средних цен.
* В то же время следует перейти к планированию реальных доходов населения, отталкиваясь не от далекого от реальной картины индекса прейскурантных цен и даже не от индекса средних розничных цен, а основываясь на показателе действительного (истинного) роста цен. По сути дела, в практике планирования народного благосостояния необходимо использовать индекс стоимости жизни различных групп населения.
Главным критерием социальной эффективности распределительной политики, как известно, является рост реальных доходов населения, улучшение состава и структуры потребления. Чтобы этот критерий соблюдался при растущих ценах, необходимо, чтобы номинальные доходы населения (зарплата, пенсии, пособия и т. д.) росли быстрее, нежели цены (во всяком случае не отставали бы от них). При этом, естественно, темпы роста производительности труда должны опережать рост заработной платы.
Важно на деле обеспечить расширение возможностей роста доходов населения на основе повышения трудовой активности, снятия необоснованных "потолков" и ограничений на рост заработной платы. Для других видов доходов следует разработать механизм, который бы автоматически корректировал их с учетом индекса цен. Подобные меры подлежит рассматривать не как единовременные акции, компенсирующие то или иное повышение цен, а как составную часть нового хозяйственного механизма в потребительском секторе, на что и нацеливают решения июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.
А. ШОХИН, кандидат экономических наук;
Л. ЛИБЕРМАН