Примерное время чтения: 10 минут
61

КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА. Лицом к покупателю

В этом видит смысл перестройки в торговле С. Е. САРУХАНОВ, заместитель министра торговли СССР

Трудно не согласиться с оценкой многих теневых фактов нашей сферы обслуживания, о которых идет речь в статье Н. Зятькова. Как говорится, сравнение из торговой жизни "у нас" и "у них" - не в нашу пользу. Не в оправдание, а в объяснение некоторых вещей приведу несколько цифр.

При научно-обоснованном нормативе на 1 тыс. жителей 250- 300 м"sup"2"/sup" торговой площади, фактически имеется 188 м"sup"2"/sup" (в других социалистических странах - 300 - 400 м"sup"2"/sup", в развитых капиталистических странах - до 600 м"sup"2"/sup").

Добавим к этому: в отрасли еще широко применяется устаревшее торгово- технологическое оборудование. Велика доля у нас в торговле ручного труда: в системе Минторга СССР уровень механизации равен всего 14%.

Надо сказать и о том, что сегодня недокомплект продавцов и контролеров-кассиров составляет более 25 тыс. человек; требует повышения профессиональный уровень подготовки кадров; уровень оплаты труда работников отрасли - один из самых низких по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Практически не решаются проблемы социального обеспечения в отрасли - жильем, санаториями, детскими садами, яслями и др. Процесс модернизации действующих и строительство новых предприятий затруднен ограниченным финансированием.

Для решения взаимоотношений торговли с промышленностью проблемным остается вопрос - "спрос - производство".

Следует сказать прямо - в силу существенных недостатков механизма взаимоотношений между теми, кто производит товары, и теми, кто их реализует, в ряде случаев действует диктат поставщика. Постановления, изданные на этот счет, ограничиваются устаревшими положениями инструкции и практически не дают возможности резко изменить положение - отсюда и неудовлетворенность спроса, оцениваемая в 16 - 18 млрд. руб. в год.

Промышленность еще медленно перестраивает свою работу по выпуску нужных товаров в широком ассортименте для различных групп населения, детей, молодежи, лиц старшего возраста, с учетом ценовых групп, а также модных изделий, реализуемых по договорным ценам. Недостаточно модных швейных изделий и верхнего трикотажа, товаров для молодежи.

На 1987 г. заказы торговли удовлетворены не полностью, в первую очередь, на товары массового спроса.

В целях изучения формирования потребностей и спроса населения на товары народного потребления и услуги, повышения эффективности научных исследований в этой области принята общесоюзная научно-техническая программа на 1987- 1.990 гг. В ее рамках создается общегосударственная система изучения и формирования потребностей и спроса населения на товары народного потребления и услуги. Реализация заданий программы позволит обеспечить коренную перестройку работы в этой области, совершенствование структуры производства и потребления товаров, удовлетворение быстроменяющегося спроса населения, целенаправленное формирование потребностей советских людей и повышение научного уровня планирования производства и реализации товаров народного потребления.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению качества товаров, в торговлю продолжают поступать изделия с нарушением показателей стандартов; во многих объединениях, на предприятиях Минлегпрома СССР продолжает не соблюдаться технологическая и производственная дисциплина, низка культура производства, что приводит к большим потерям от брака. Количество забракованных изделий продолжает оставаться высоким. В 1986 г. оптовыми базами союзных республик забраковано тканей хлопчатобумажных - 12,3%, шерстяных - 6,5%, шелковых - 7,9%, швейных изделий -8,5%, кожаной обуви - 8,9% от проверенного количества, причем уровень забраковки по указанным товарам выше на 0,7 - 2% уровня забраковок в 1985 г. За этот же период вводился особый режим и прекращалась приемка тканей, одежды, обуви - 845 раз, исключено из выполнения плана реализации - 51,6 млн. руб., изъято прибыли в доход госбюджета на 3,8 млн. руб. В I квартале этого года качество вырабатываемых товаров легкой промышленности не улучшается, а по отдельным минлегпромам союзных республик ухудшилось. По-прежнему отдельные предприятия швейной промышленности в другие республики вывозят готовые изделия крайне низкого качества. Так, в Российскую Федерацию поставлены швейные изделия крайне низкого качества из Армянской ССР - 317,5 тыс. шт., Грузинской ССР - 86,3 тыс. шт., Азербайджанской ССР - 35,2 тыс. шт., Узбекской ССР - 16,3 тыс. штук. Многие предприятия легкой промышленности продолжают выпускать некачественные изделия с индексом "Н". Только в РСФСР был досрочно отменен в 1986 г. индекс "Н" на изделия 150 артикулов и видов (Ростовского и Азовского обувных объединений, ткани Свердловского камвольного комбината и ряда других).

В работе республиканских торговых организаций и предприятий все большее значение получает практика проведения различных форм внемагазинной торговли - ярмарок, базаров, выставок продаж. Эти формы позволяют приблизить товар к покупателю, экономят время для совершения покупок.

В ряде республик для этих целей наряду со стационарной торговой сетью используются свободные помещения стадионов, спортивных комплексов, выставочных залов, речных вокзалов и другие помещения неторгового назначения. Так, в государственной торговле Российской Федерации ежегодно проводится около 3 тыс. ярмарок и базаров по продаже непродовольственных товаров. Например, в г. Горьком в течение нескольких лет в помещении речного вокзала проводятся выставки продажи швейных изделий с тематикой "Для вас, мужчины", "Зимняя метелица" и т. п. Аналогично проводится распродажа товаров по сниженным ценам. В госторговле Украинской, Белорусской, Казахской и Прибалтийских союзных республиках активизируется такая форма торговли в весенние, летние, осенние и предпраздничные периоды, курортные, к началу учебного года и др.

Что касается вопроса реализации товаров повышенного спроса преимущественно тем, кто работает лучше, то, в соответствии с законодательством и Основными правилами работы магазинов, продажа товаров в магазинах должна производиться всем гражданам на общих основаниях. Однако, учитывая, что спрос на отдельные товары пока еще значительно превышает предложение (легковые автомобили, автошины, стиральные машины, отдельные марки холодильников, гарнитуры мебели и т. д.) продажа таких товаров производится по предварительным записям.

В целях усиления контроля за продажей, учетом и отпуском дефицитных товаров Минторгом СССР утвержден Временный порядок организации торговли дефицитными товарами, в соответствии с которым продажу отдельных товаров рекомендовано производить в выделенных для этих целей магазинах по предварительным заказам (приглашениям) для рабочих и служащих, распространяемым через предприятия, учреждения и организации, инвалидам Великой Отечественной войны, новобрачным, молодым и многодетным матерям и другим категориям населения, определенным исполкомами местных Советов народных депутатов.

В целях создания наибольших удобств населению в 12-й пятилетке получит дальнейшее развитие материально-техническая база розничной торговли за счет ускоренного развития универсамов, универмагов, Домов торговли. Универсамы должны обеспечить комплексное предложение продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса, максимально приблизить эти товары к местам проживания населения. Учитывая высокую эффективность этого типа магазина и его социальную значимость, принято решение увеличить сеть универсамов в 12-й пятилетке в 2 раза, а продажу непродовольственных товаров повседневного спроса довести в них до 15 - 20% в объеме товарооборота.

Одним из основных направлений в развитии розничной торговли является концентрация продажи товаров технически сложного ассортимента длительного пользования, изделий легкой промышленности через сеть универмагов и специализированных магазинов.

Повышение уровня торгового обслуживания населения достигается внедрением в универмагах и крупных специализированных магазинах новой технологии продажи товаров с централизацией расчетных операций. С целью увеличения выпуска особо модных высококачественных изделий отечественного производства получат дальнейшее развитие магазины "Мода". К концу настоящего года сеть таких магазинов возрастет до 200 единиц, а к концу пятилетки такие магазины должны быть открыты во всех городах с населением более 250 тыс. жителей.

Объем выпуска особо модных товаров в 1987 г. составит 4 млрд. руб., или почти в 3 раза больше, чем в 1986 г.

Начата и будет продолжена большая работа по организации магазинов "Сделай сам", "Умелые руки" и др., призванных обеспечить потребность населения в приобретении различных отходов промышленного производства, некондиционных материалов, пригодных для строительства и ремонтных работ, технического творчества, хозяйственных нужд. Таких магазинов, обеспечивающих условия для полного и содержательного использования свободного времени грудящихся, развития индустриального строительства, садовых кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности, в настоящее время имеется более 300, к концу пятилетки число их увеличится вдвое.

Получит дальнейшее развитие удобная для населения и экономически выгодная форма продажи мебели, холодильников, лесных и строительных материалов и других крупногабаритных товаров по образцам с доставкой на дом покупателям непосредственно с промышленных предприятий, складов торговых организаций, минуя магазин.

Будет развиваться продажа товаров по предварительным заказам через специальные магазины (отделы) и постоянно действующие пункты приема заказов на промышленных предприятиях, стройках, учреждениях.

За счет развития посылочной торговли расширится зона обслуживания населения, особенно сельских местностей и жителей небольших населенных пунктов, где невозможно или нецелесообразно наличие предприятий торговли с широким ассортиментом товаров. Наряду с совершенствованием работы посылочных баз получает развитие посылочная торговля, проводимая универмагами.

Проводится работа по внедрению на государственных предприятиях общественного питания наиболее эффективной формы организации труда - бригадного подряда, основной целью которого является развитие инициативы работников в расширении услуг, достижении высоких результатов труда с наименьшими трудовыми и материальными затратами, на основе усиления материальной заинтересованности. Для работы в подрядной бригаде привлекаются члены семей работников, входящих в ее состав, а также работники всех категорий на условиях совместительства в свободное от основной работы время. Сегодня в государственной торговле создано более 2 тыс. таких предприятий.

Проводится целенаправленная работа по организации широкой сети кооперативов общественного питания, в результате чего по государственной и кооперативной торговле организовано 410 кооперативов. Наиболее активно решаются эти вопросы в Узбекской ССР, где создано 32 кооператива, Украинской - 90, Белорусской - 32, Литовской - 17, Латвийской - 13, Таджикской - 11, в Волгоградской обл. - 6, Ставропольском крае - 7.

Для повышения квалификации кадров рабочих профессий и специалистов и их подготовки предусматривается совершенствование качества профессиональной подготовки в новых условиях хозяйствования, привитие любви к избранной специальности (профессии), воспитание чувства ответственности перед обществом за выполняемую работу, исключение из сферы обслуживания социально-экономических факторов, порождающих возникновение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического микроклимата в трудовых коллективах.

Говоря о перспективном совершенствовании торговли, следует иметь в виду, что развивающаяся в условиях перестройки хозяйственная практика ставит новые вопросы и проблемы, требует еще более глубокого осмысления и необходимых перемен. Очевидно, целостный механизм хозяйствования в торговле будет формироваться в течение всей 12-й пятилетки.

ОТ РЕДАКЦИИ

Обстоятельный ответ из Министерства торговли СССР свидетельствует о том, что в штабе отрасли видят узкие места в своей работе, открыто говорят о проблемах. Приведенные заместителем министра многочисленные "факты из будущего" торговли вселяют надежду, что нам, покупателям, со временем станет легче приобрести нужный товар.

И все же, как нам кажется, даже если все перечисленные планы претворятся в жизнь, кардинально они не изменят ситуацию. По крайней мере, неясно, как и когда будет ликвидировано двукратное отставание от развитых стран в торговых площадях, кто заполнит десятки тысяч вакансий продавцов, почему наряду со строительством крупных универмагов и универсамов не развивать уличную и надомную торговлю, особенно в вечернее время, в выходные дни, а также в отдаленных от крупных торговых точек местах, привлекая для этого пенсионеров, домохозяек, студентов, да и тех, кто после основной работы мог бы на несколько часов стать продавцом.

В отрасли есть многочисленный отряд и профессиональных торговых работников, выполняющих административно-управленческие функции. Насколько их нынешняя численность экономически оправдана? Сколько человек "стоит за спиной продавца" в других развитых странах и у нас? Возможно, что здесь тоже есть резервы.

Сегодня тактика мелких шагов не может удовлетворять. Нужны резкие сдвиги, перестройка и в механизме торговли, и в организации, а главное, в мышлении. Поскольку в министерстве пока только формируют "целостный механизм хозяйствования", думается, что общественное мнение, наши читатели могли бы высказать свои предложения по совершенствованию сферы экономики, затрагивающей интересы всех и каждого.

НАЛИЧИЕ В ТОРГОВЛЕ НЕХОДОВЫХ И ЗАЛЕЖАЛЫХ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ МИНЛЕГПРОМА СССР (на 1 октября; млн. рублей)

ПО ДАННЫМ ЦСУ СССР

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно