Ни одна отрасль экономики не может похвастаться такими высокими темпами приватизации, как торговля, бытовое обслуживание, общественное питание.
СТАЛО ли от этого лучше нам, потребителям, каждый решает, опираясь на свой каждодневный опыт. Официальная же статистика утверждает, что по сравнению с государственным частный сектор работает лучше.
В частной торговле и общепите более высокая прибыль на одного работника (623 и 828 тыс. руб.), более высокая отдача от затрат (прибыль в % к издержкам обращения - 27 и 31).
Но независимо от формы собственности торговля предпочитает импортные товары. Если в 1993 г. товаров российского производства было более 60%, то сейчас менее 50%.
Как показал опрос работников торговли, каждый третий из них считает, что отечественные товары не могут конкурировать с импортными из-за низкого качества, недостаточных объемов поступлений (20% опрошенных) и чрезмерно высоких цен (11%).
Магазины предпочитают торговать импортом и потому, что для его закупки требуется меньший процент предоплаты, практикуется оплата после реализации и т. д. Для торговли это очень важно, так как она постоянно испытывает недостаток оборотных средств.
Покупателям, понятно, без разницы, откуда товар, был бы хороший. К сожалению, с качеством импорта дела обстоят неблагополучно.
По данным Госинспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей РФ, в I квартале 1994 г. от общего числа проверенных импортных чулочно- носочных изделий и кожаной обуви забраковано 38%, швейных изделий - 32%, трикотажных - 68%;, колбасных изделий - 14%, масла сливочного -26%, растительного - 8%, кондитерских изделий - 20%.