1993 г. был у нас не такой "шоковый", как 1992 г. Если за 1992 г. цены выросли в 26 раз, то в 1993 г. - в 9,4 раза. Однако теперь инфляция приобрела более болезненный для населения характер.
НА НАЧАЛЬНОМ этапе либерализации лидировали в росте лишь цены на так называемые "предметы роскоши" (автомобили, мебель, кожаные изделия). Теперь же в лидеры вышли как раз товары наиболее массового спроса. В Москве цена на картофель по сравнению с фиксированной ценой 1990 г. выросла в 2,5 - 3 тыс. раз. В несколько тысяч раз вздорожали даже самые примитивные медикаменты. Опережающим был рост цен на транспортные, коммунальные услуги.
Таким же образом события продолжают развиваться и в начале нынешнего года. Дело в том, что для дорогостоящих товаров длительного пользования потолок потребительского спроса уже давно достигнут. А без хлеба, картошки все равно не обойтись.
Пропорции роста цен в истекшем году отчетливо видны из таблицы. Причем здесь взяты средние по России цены, что несколько сглаживает картину, характерную для крупных городов.
Что же касается уже упомянутых "предметов роскоши", то по ним Госкомстат учета цен не ведет. Но на основе рыночных цен можно, к примеру, отметить, что стоимость "Жигулей" шестой модели за то же время возросла в 3 раза, греческой норковой шубы - в 4 раза. Слой россиян с высокими доходами не так велик, а предложение превышает спрос. Вот и лезет инфляция в карман к наименее обеспеченным. Если взять долю расходов на самые ходовые продукты (хлеб, молоко, картофель) в стандартной корзине из 25 основных пищевых товаров, то она, эта доля, возросла с 17% в конце 1992 г. до 30% в конце 1993 г.
В этих условиях слабым утешением служит рост доходов россиян, в том числе и пересчитанных в доллары. Действительно, если в 1992 г. максимальный уровень среднемесячной зарплаты достигал 43 долл., то к концу 1993 г. - более 80. Однако одновременно происходит подтягивание к мировым стандартам и структуры расходов. Все больший вес в них приобретают прежде малозначимые статьи: плата за жилье, медицинские услуги, отдых.
Сергей КОЛЧИН, кандидат экономических наук.
Цены на отдельные товары (в рублях)
Смотрите также:
- В 1990 г. производство непродовольственных товаров увеличится на 45%, культурно-бытового и хозяйственного назначения в 1,5 раза. Сколько нужно человеку →
- С 1985 Г. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СО СРЕДНЕДУШЕВЫМ ДОХОДОМ СВЫШЕ 200 РУБ. ВЫРОСЛА В 1,5 РАЗА. Семейный бюджет →
- УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ В 22 РАЗА НИЖЕ. ЧЕМ В ГЕРМАНИИ. Что русскому здорово, то немцу - смерть →