Примерное время чтения: 3 минуты
117

Уровень жизни половины населения сегодня такой, как в 1948 - 1950 гг. Можно ли обосновать новые цены?

После появления постановления Кабинета министров СССР о реформе розничных цен и социальной защите населения можно было ожидать обоснования уровня новых цен. Почему, собственно, цены повысились, по официальному заявлению, на 60%, а, скажем, не на 30%? Какая преследовалась цель: ликвидировать все возрастающие дотации на продовольствие или "залатать" дыры в бюджете?

ЕСЛИ СТАВИЛАСЬ цель ликвидировать дотации, которые в 1990 г. составляли 112,7 млрд. руб., то это можно было бы сделать, подняв цены всего... на 22% (сумму дотации делим на годовой товарооборот - 519 млрд. руб.).

Что же касается розничных цен на промышленные товары народного потребления, то за счет налога с оборота они и до реформы были весьма высоки.

Начиная с 1981 г., официальная статистика отмечает неуклонное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции в текстильной, швейной, кожевенной, меховой и обувной промышленности. В 1989 г. легкая промышленность в целом имела самую высокую рентабельность - 31,9%...

Таким образом, оснований для поднятия цен на эту продукцию, как видим, не было.

Трудно признать справедливым, что "латать" дыры в бюджете надо за счет снижения уровня жизни большинства населения, При желании можно найти другие источники, и в частности, за счет сокращения фонда накопления национального дохода, снижения затрат на оборону, безвозмездную помощь другим странам, которая сократилась всего на 2% и составляет 27,7 млрд. руб. Можно поэкономить и на затратах на управление, которые выросли с 3,1 до 4,5 млрд. руб. в год...

ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ цен правительство уверяло население, что 85% от суммы увеличения цен будет компенсировано. И, как это у нас водится, "слово свое сдержало": роздали "всем сестрам по серьгам", полагая, видимо, что все население имеет одинаковые доходы и одинаковые потребительские корзины. Между тем, для разумных дифференцированных компенсаций следовало бы рассчитать минимальные потребительские корзины для различных групп населения (Указ Президента СССР "О минимальном потребительском бюджете" "по случайности" запоздал...) и сопоставить их с денежными доходами населения, что и предлагаем вам сделать. (См. таблицу).

В приведенной таблице уровни заработной платы легко сопоставить со стоимостью минимальной потребительской корзины, которая была определена нами (по фиксированным ценам) в сумме 370 руб. в месяц.

Итак, в каждой возрастной группе есть люди, которые не будут иметь необходимого прожиточного минимума даже лично для себя, не считая иждивенцев (при условии наличия "нормативных" товаров по госценам в магазинах).

Резкое повышение цен откинуло более половины нашего населения, и в первую очередь молодежь, к уровню жизни 1948 - 1950 гг.

Переход к рынку в условиях дефицита почти на все потребительские товары не скоро обеспечит рост объемов и эффективности производства. А цены возрастут сразу.

Правительство планирует определять индекс их роста для корректировки денежных доходов населения. Но для большинства люден, у которых зарплате значительно ниже стоимости минимальной потребительской корзины, индексация положения не выправит. Для них необходимы особые меры социальной защиты. К ним могут относиться увеличение компенсаций, обеспечение товарами первой необходимости по пониженным ценам распределение этих товаров по карточкам и другие меры.

Р. САМУСЕВА, доктор экономических наук.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПО ГРУППАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВОЗРАСТА*

* Составлена на основе данных Госкомстата СССР, скорректированных на уровень зарплаты 1990 г. с добавлением компенсаций.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно