Примерное время чтения: 6 минут
112

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Кому служит "свободная" пресса Запада

Мы нередко в своих материалах приводим цитаты или даем целые статьи из различных органов буржуазной печати. Хотя они могут носить субъективный или даже чисто конъюнктурный характер, в них наглядно отражаются процессы, происходящие в мире капитала. Наши читатели просят подробнее рассказать о некоторых органах массовой информации Запада, чтобы можно было свободнее ориентироваться в характере тех или иных выдержек из них.

Такой обзор буржуазной прессы за 1984 г. подготовили сотрудники кафедры зарубежной печати и литературы факультета журналистики МГУ. Его открывает декан факультета профессор Я. ЗАСУРСКИЙ.

Если в 70-е годы, в условиях развития разрядки, буржуазная пресса выступала в роли своего рода щита, который должен был помешать воздействию прогрессивных идей на общественность капиталистических стран, то в первой половине 80-х годов, в период нагнетания международной напряженности, буржуазная печать выполняет функции авангарда "холодной войны", или, как говорят на Западе, "второй холодной войны", которую развязал военно-промышленный комплекс США 1984 год в этом отношении показателен.

Подготовка к Олимпийским играм в Лос-Анджелесе проходила в обстановке антикоммунистической, антисоветской истерии, что сделало невозможным участие в них Советского Союза и ряда социалистических стран. Предвыборная кампания в США также проходила в условиях активной антикоммунистической пропагандистской деятельности.

В 1984 г. еще четче проявились некоторые новые тенденции деятельности буржуазных средств массовой информации с целью навязывания крайне правых взглядов достаточно широким слоям населения.

Новая ситуация складывается в системе средств массовой пропаганды в связи с развитием новой технологии и ее внедрением в систему манипулирования сознанием масс в капиталистических странах.

На Западе много говорят о новых средствах массовой информации. Имеются в виду банки данных, которые позволяют абонентам индивидуально пользоваться информацией. Тем не менее за так называемой "демассификацией" средств массовой информации в действительности скрывается новая форма укрепления господства крупного капитала, новая форма социального неравенства, которая сейчас выражается в формуле "информационно богатые" и "информационно бедные".

Чтобы пользоваться банками данных, требуются определенные средства для покупки как терминалов, так и информации. Ведь, как известно, составление программ для компьютера стоит огромных денег. Так называемая "демассификация" информации ведет на деле к более острому выявлению разделения буржуазного общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, усугубляет его, при этом эксплуатируемые не получают практически свободного доступа к информации. Газеты дорожают, их становится меньше, а наиболее важную информацию теперь надо получать уже через банки данных.

Для массовой же аудитории самым действенным и доступным источником информации становится телевидение, это ведет к новым формам идеологической обработки населения. То, что эти новые формы существуют, показал ход президентских выборов в США, когда успех победившего на выборах Рейгана во многом был связан с тем, что он действовал по стандартам и рецептам телевизионной пропаганды.

В ходе телевизионной обработки аудитории ее пытаются убедить в том, что существует разрыв между личностью и политикой, что плохая политика не означает, что проводящий ее человек является плохим человеком. Так, в США при опросах общественного мнения многие моменты политической деятельности Рейгана вызывали критику со стороны аудитории, но его личная популярность не падала. В значительной степени это результат именно телевизионной пропаганды. Подобные процессы манипулирования сознанием широкой аудитории имели место не только в Соединенных Штатах, но и во Франции и в некоторых других европейских странах.

Такое явление - политика не нравится, а президент нравится - абсурдно, оно создано умышленно. В настоящее время в Англии насчитывается рекордное количество безработных - их число превышает 3 млн., в США - беспрецедентный дефицит бюджета, но все это отходит на второй план в результате пропагандистских уловок, с помощью которых пытаются доказать привлекательность личности лидеров.

Конечно, и Тэтчер и Рейган - ловкие политические деятели, использующие многие рычаги политического и экономического давления, но вместе с тем нельзя не видеть новые тенденции и возможности воздействия на аудиторию - телевидение становится одним из главных элементов пропагандистского манипулирования сознанием, когда уровень интеллектуального осмысления явлений мира уменьшается.

Человек читающий - это человек думающий, чтение во многом управляет ходом его мыслей, а буржуазное телевидение сегодня не только отучает от чтения часть аудитории, но и заставляет читать только определенную литературу, направляет характер чтения, рекламируя бульварную беллетристику, расистскую, империалистическую, откровенно антикоммунистическую печатную продукцию.

Возрастание роли телевидения отражается в изменении соотношения количества телевизоров и газет в расчете на 1 тыс. населения.

В США, Канаде, Италии, Франции число телевизионных приемников на 1 тыс. человек превышает количество газет, при этом, как видно из таблицы, значительная часть населения в указанных странах не читает ежедневных газет, а телевизоры имеются практически в каждой семье.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Новые технические средства активно используются для внешнеполитической пропаганды. В США создан новый тип газеты - международной и национальной. Если раньше в Соединенных Штатах издавались газеты преимущественно локального характера (они и сегодня остаются доминирующими на американском газетном рынке), то затем "Уолл- стрит джорнэл", а вслед за ней. "Ю. Эс. Эй. тудей" стали газетами общенациональными. Сейчас они вышли на международную арену и именуют себя изданиями "глобальными". Они продаются во многих точках земного шара, где имеются центры, которые печатают американскую продукцию с использованием спутникового телевидения, что обеспечивает ее быструю доставку.

"Уолл-стрит джорнэл", "Ю. Эс. Эй. тудей" и издающаяся в Париже "Интернэшнл геральд трибюн", также считающая себя "глобальной", навязывают определенные политические и информационные концепции. Они относятся к числу газет правой и крайне консервативной ориентации, особенно две первые. "Интернэшнл геральд трибюн" издается тремя владельцами, и на ее страницах. представлен более широкий спектр буржуазных точек зрения. Но в целом она занимает весьма правую политическую позицию.

В редакциях всех крупнейших газет Западной Европы на столах лежат эти три американские газеты, с помощью которых осуществляется дирижирование пропагандой в международном масштабе. Во всяком случае, редактор западноевропейской или японской газеты знает, что думает "дядя Сэм", заокеанский хозяин. Такая координация в международном масштабе происходит не только в сфере печати, но и в области телевизионной и радиопропаганды, где главенствуют "Голос Америки" и американские телекомпании Си-би-эс, Эй-би-си, Эн-би-си.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно