Примерное время чтения: 4 минуты
123

СРОК СЛУЖБЫ МОЖЕТ БЫТЬ СОКРАЩЕН ДО 1,5 ЛЕТ. В. Лобов: "Реформу нужно начинать вчера"

Новый начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР - первый заместитель Министра обороны СССР, генерал армии, народный депутат СССР, доктор наук, профессор В. Лобов признается, что в своей жизни он дважды пережил крайне острые ситуации: в декабре 1986-го, когда не вывел войска против демонстрантов в Алма-Ате, и в августе 1991-го, когда не стал военным комендантом одного из районов столицы, на которые город поделили гэкачеписты. Кроме того, у него есть свои мысли по поводу военной реформы. Поделиться ими с читателями "АиФ" попросил Владимира Николаевича наш корреспондент.

- Мой, смею думать, немалый опыт командной и штабной работы, знание систем создания Вооруженных Сил практически во всех армиях мира привели меня к выводу: существующая организация Вооруженных Сил, их состояние, система комплектации полностью устарели и морально, и физически и уже давно не соответствуют политическому, экономическому, правовому положению в стране.

Впервые я, что называется, во весь голос изложил свое видение военной реформы в 1986 г., когда был командующим войсками Среднеазиатского военного округа. Но тогдашнее руководство Вооруженных Сил меня не услышало. С проведением реформ мы сильно запоздали, поэтому начинать их надо немедленно.

- Мы рассуждаем о Вооруженных Силах СССР, а как на это посмотрят республики? Нужна ли будет вообще в нынешних условиях общая армия?

- Вооруженные Силы, по моему твердому убеждению, должны быть едиными. Ведь у нас в любом случае остается единым экономическое пространство. Тем более в одних руках должны быть ядерные силы, и распылять их мы не имеем права.

А попробуйте подсчитать, во сколько обойдется каждой республике создание собственной армии! Словом, республики должны делегировать центру, президенту. Совету президентов - некоторые полномочия, и в первую очередь - в области обороны. Но в новом договоре должны быть обязательно детально оговорены права и обязанности военных на территории суверенной республики, а также права и обязанности республики по отношению к этим союзным войскам.

- А как быть с республиканскими формированиями, которые создаются сегодня повсюду?

- Пока со мной разговор вели только о создании республиканских гвардий. Это должны быть относительно немногочисленные воинские формирования (пятьсот человек, тысяча, пять тысяч), дислоцированные в основном в столицах республик. Они будут выполнять задачи, которые им поручает лично президент республики.

- Планируете ли вы призывать на срочную службу студентов?

- Я категорически против этого и уже отдаю соответствующее распоряжение - их призывать не будут. Стране нужен научный потенциал, а будет он - будут совершенные технологии, будет и оборона.

- Как вы относитесь к альтернативной службе?

- Положительно. Такая служба нужна, ведь кто-то не может служить по состоянии здоровья, кто-то - по своим убеждениям. Служить можно будет и в нашем ведомстве, работать, скажем, в хозяйственной части и не брать в руки оружия, или, например, в медицинских учреждениях, домах престарелых и т. д. Нам, в принципе, в Вооруженных Силах необходима система социальной попечения, и здесь важную роль может выполнять альтернативная служба.

- На вас сейчас навалился ком нерешенных социальных проблем. Ясно, что все в один день не решить. Но вот, скажем, положение о том, что отпуск и увольнения для военнослужащих срочной службы являются обязательными, как в армии других стран, а не даются в качестве поощрения, решить не только можно, но и необходимо. Давно ведь доказали медики, психологи, что если солдат лишен возможности видеться с родными, друзьями, хотя бы иногда просто побыть несколько часов вне своей казармы - это сказывается на его психике, да и заинтересованности в службе нет. Старое положение Устава, кстати, подпитывает дедовщину в немалой степени...

- И этот вопрос надо решать в самое ближайшее время.

Беседу вел И. МОРЖАРЕТТО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно