С консультантом сектора по вопросам обороны и государственной безопасности Секретариата Верховного Совета СССР И. НОВОСЕЛОВЫМ беседует наш корреспондент Н. НИКОЛАЕВ.
- Игорь Петрович, вы работаете над проектом протокола по военным аспектам Союзного договора, обрисуйте то главное и новое, что содержится в нем.
- Основное, что удалось выработать совместными усилиями (в работе принимают участие представители большинства союзных республик, за исключением прибалтийских), - это то, что Вооруженные Силы должны оставаться едиными. Кроме этого, каждая суверенная республика будет делегировать своего представителя с правом решающего голоса в Совет обороны, чего раньше никогда не было.
Союзным республикам также будет дано право участвовать в выработке военной политики, решать вопросы по дислокации войск, определению количества призывников и численности Вооруженных Сил в целом, бюджета армии и флота и многое другое.
- Я знаю, что, вопреки требованиям некоторых представителей республик о том, чтобы военнослужащие проходили службу в своих республиках, принцип экстерриториальности решено оставить.
- Ну как можно говорить о том, чтобы таджики служили в Таджикистане, а узбеки - в Узбекистане? Ведь речь идет даже не об СССР как огромной стране, а как о государстве, располагающем значительным ядерным потенциалом, флотом (включая океанские подводные лодки), ракетными войсками стратегического назначения, дальней авиацией и прочим. Значит, ракетные войска стратегического назначения будут комплектоваться только из казахов, на территории которых их больше всего? Или только жителями РСФСР, у которых таких "точек" тоже достаточно? И почему таджики не имеют права служить на флоте?
- Но могут возразить: а зачем таджику в океан, если ему и в горах хорошо?
- Вполне с этим согласен, необходим принцип добровольности. Пожелания призывника обязательно должны учитываться. А вообще, многие (не все, конечно) проблемы, подобные этой, должны исчезнуть, когда наши Вооруженные Силы перейдут на принцип комплектования по контракту.
- Сегодня почти повсеместно осуждается втягивание армии в разрешение межнациональных конфликтов. Союз солдатских матерей активно протестует против того, чтобы русские парни вмешивались в конфликты, подобные армяно- азербайджанскому. Что можно сказать по этому вопросу?
- В нашем проекте записано, что Вооруженные Силы предназначены для защиты Союза от нападения извне. А что касается внутренних конфликтов, то для их разрешения в каждой республике, я считаю, должны быть созданы силы или формирования общественной безопасности, куда войдут на добровольных началах граждане каждой конкретной республики.
- В проекте есть пункты, посвященные вопросам земли, используемой войсками.
- Это вызвано тем, что сейчас Вооруженные Силы СССР владеют примерно 42 млн. гектаров земли. И сегодня остро встает вопрос о том, на каких условиях местные Советы будут отдавать свою землю: будут ли ВС СССР платить за нее и сколько, и т. д. С одной стороны, если с армии потребуют плату за землю, как со всех, то на это уйдет весь ее бюджет. Но, с другой стороны, плата тоже нужна, - тогда не будут брать больше земли, чем нужно, будет выше ответственность. Думаю, в этой ситуации нужны разные формы: под строительство жилых домов, дач - одна стоимость, под полигоны - другая.
- Руководство армией из центра остается?
- Естественно, ведь если каждый будет руководить армией в своей республике, районе, городе, то что же это за Вооруженные Силы? Любой военный конфликт в современных условиях просто не даст ни минуты времени для ведения каких-либо переговоров. А от конфликтов никто пока не застрахован. Сейчас у нас нормальные отношения практически со всеми странами мира, но произойдет смена правительства какого-нибудь государства на более реакционное, и что тогда? Ведь не подписали же Франция, Китай соглашения о нераспространении ядерного оружия, которым, кстати, скоро будут обладать Пакистан и Израиль. И число таких стран увеличивается. Мы же как суверенное государство должны суметь защитить свой народ, а это можно сделать только при наличии единого центра.