Недавно в Азербайджане был захвачен склад боеприпасов, в котором хранилось до 1000 вагонов разного типа вооружения, вплоть до артиллерии и боеприпасов к ней. С их помощью можно вести беспрерывные боевые действия в течение года. Это только один из эпизодов нынешней обстановки в армии и вокруг нее.
Так что же происходит с армией? Это волнует практически всех: и в СНГ, и в России, и в бывших республиках бывшего Союза.
ПОХОЖЕ, что после всеармейского офицерского собрания политизация вооруженных сил (ВС), особенно в среднем офицерском звене, начинает приобретать опасный и неуправляемый характер. В некоторых частях начинается самоорганизация офицеров. Они объединяются в профсоюзы, фонды, движения различной политической ориентации.
Все это создает обстановку нестабильности ВС в СНГ и отрицательно влияет на сам переходный период становления Содружества. Не исключен вариант того, что СНГ станет чисто формальным образованием или совсем прекратит существование. По мнению экспертов, это может случиться еще до начала 1994 г.
Учитывая это, ряд стран Содружества приступил к активному строительству своих вооруженных сил. Используются при этом как законодательные, так и иные методы, вплоть до захватов оружия.
А КАК В РОССИИ?
Конечно, наиболее насыщенной по расположению на одной территории войск и вооружений остается Россия. И, как это ни странно, именно в этой республике наиболее вяло идет процесс собственного военного строительства. На переговорах с руководителями государств - членов СНГ командование объединенных вооруженных сил стран Содружества вынуждено фактически представлять интересы России. Это не очень-то радует некоторых республиканских лидеров и не способствует преодолению конфронтации между ними.
Какой здесь выход? Он видится в создании Минобороны России. Ему, как кстати сказать, это происходит и в других республиках, занятие бы нашлось. И речь тут идет в первую очередь об экономических и социальных проблемах армии. Кроме этого, специалисты считают важнейшим условием успокоения армии незамедлительное ее перевооружение за счет смены ориентации на высокотехнологические, наукоемкие виды оружия, обеспечивающие повышение боеготовности при значительном сокращении личного со става. Напомним, что война с Ираком в Персидском заливе была выиграна за счет электроники. Участие военнослужащих в боевых действиях было минимальным, что и привело к небольшим потерям. Есть и такая проблема: 40% средств, выделенных Россией на оборону, идет в другие страны СНГ.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ СИЛЫ
Сказанное нисколько не умаляет необходимости существования объединенных вооруженных сил. В качестве примера приведем такой факт. США обязались снять с вооружения своего флота тактическое ядерное оружие. Если поступить также и в отношении Флота СНГ, то Черноморский флот лишится статуса стратегического и он перейдет под контроль Украины. Но после потери ВМС СССР баз, например, в Эфиопии этот флот выполняет функции навигационной поддержки подводных ядерных ракетоносцев. Они, в свою очередь, являются сдерживающим оборонительным средством всех стран Содружества, в том числе и России. Кто же тогда будет контролировать и защищать наш торговый флот и торговые пути в мировом океане?
В другом регионе бывшего Союза - азиатском все больше проявляются тенденции вовлечения среднеазиатских республик в сферу экономических и военных интересов исламских государств. Есть вероятность присоединения к этому процессу и российских республик - Татарстана и Башкортостана. Чем это может обернуться для всех стран СНГ, Балтии и Европы в целом, можно себе представить. И то, что на Ближнем и Среднем Востоке практически не прекращаются крупномасштабные военные конфликты, - тому пример.
Наиболее стабильной в этом плане остается Беларусь. Здесь, кстати, и войска наиболее защищены в социальном плане. Но их концентрация такова, что республика не в состоянии будет содержать их самостоятельно.
ОФИЦЕРЫ
Не раскрывая военного секрета, можно сказать, что наиболее подготовленный и высокопрофессиональный офицерский и генеральский состав СНГ проходит службу в России. Именно эти люди смотрят сейчас на российское руководство - кто с недоверием, а кто и с надеждой. Ситуация, на их взгляд, сложнейшая. По некоторым оценкам, командование ВС СНГ не торопится избавить себя от людей, не заинтересованных в реформировании армии. Есть военачальники, которым давно уже пора на пенсию.
Продолжает действовать, хотя и под другой вывеской, институт политработников. Теперь это Управление по работе с личным составом. Возглавляет его бывший член ЦК РКП генерал Столяров. Кстати, он и был основным ведущим офицерского собрания в Кремле.
Читатели иногда спрашивают: а что ныне поделывают такие известные генералы, как Макашов и Тарасов? Несмотря на увольнение из ВС ортодоксального коммуниста-депутата генерала Тарасова, его друг и единомышленник генерал Макашов все еще находится в распоряжении командования. Вместе с тем несколько видных военачальников, допустившие даже самый малый грех в августе 1991 г., уволены в запас. Злые языки утверждают, что в этом видится желание командования избавиться от потенциальных конкурентов, окружив себя людьми хотя и преданными, но не желающими что-либо менять.
И все-таки ситуацию не стоит драматизировать. Период неопределенности должен кончиться, и на военную сцену выйдут новые персонажи. Их имена в среде среднего офицерства достаточно хорошо известны. В массе своей они далеко не реакционны и живут теми же проблемами, что и большинство граждан Содружества.
Таким образом, задача сохранения стабильности объединенных вооруженных сил СНГ отвечает интересам всех. И в этом смысле предстоящая 20 марта киевская встреча руководителей СНГ просто обязана дать армии ориентиры на ближайшие 2 - 3 года.