Только что подписан Указ о создании российской армии. Но до тех пор, когда все солдаты и офицеры станут под новые знамена и, быть может, сменят форму, пройдет еще немало времени. А пока армия живет днем сегодняшним. Наш корреспондент А. УГЛАНОВ встретился с А. КОТЕНКОВЫМ - заместителем начальника Государственно-правового управления Президента России, ведающего вопросами безопасности и обороны.
- Известно ли вам, что наши соседи начали проявлять беспокойство в связи с передислокацией войск из Германии к их границам?
- До недавнего времени наша оборона была развернута полностью на Запад и строилась глубоко эшелонирование. Первый ударный эшелон располагался в ГДР, ПНР, ЧССР и Венгрии. Сейчас он практически потерян. Следом за ним шел второй ударный эшелон. Это Прибалтика, Беларусь, Украина. И он, как известно, сворачивается. Третий находился на территории России и был в резерве. Его предполагалось развертывать в период угрозы или в случае начала воины. Осознать то, что граница должна быть прикрыта, мы пока не в состоянии. И вполне естественно, что выводимые войска размещаются равномерно по всей территории европейской части России, начиная с Кольского полуострова.
- В связи с тем, что Кавказ стал взрывоопасным для России регионом, формируется ли какой-то вооруженный заслон на границе южной части России и Кавказа?
- Безусловно. Речь не идет, конечно, о целенаправленном создании какого-то военизированного заслона, как вы его назвали. Выводимые с Запада войска размещаются более или менее равномерно от Кольского полуострова до Северного Кавказа. Поэтому вполне естественно, что и в Ставрополье, и в Краснодарском крае, и в Ростовской области будут размещаться вновь прибывающие части.
Второй момент: дело в том, что ситуация в Закавказье ни в коей мере не улучшается. Войска (под юрисдикцией России), дислоцированные там, находятся в очень тяжелом положении. Продолжаются попытки захвата техники, оружия, нападения на воинские части. Гибнут наши люди. Совсем недавно в Тбилиси погиб наш офицер, в результате чего произошли довольно серьезные волнения слушателей одной из академий, чьим выпускником он был. Вопрос стоит так: если не будут прекращены противоправные действия против наших войск в Закавказье, то, вероятно, необходимо будет выводить их оттуда. Естественно, не в Сибирь или на Дальний Восток. Стоящие перед ними задачи будут прежними. Войска останутся вблизи Кавказа.
- Когда, по вашим прогнозам, погранвойска из других республик будут переведены на границы между ними и Россией?
- Хочу сразу оговориться, что мы не заинтересованы в том, чтобы Россия имела полномасштабные, охраняемые войсками границы именно по своей территории. Не следует забывать, что практически треть русского населения живет в этих республиках, и проводить между нами границы, по меньшей мере, безнравственно. Кроме того и экономически невыгодно. Но, с другой стороны, мы теряем сотни миллионов рублей из-за того, что у нас отсутствуют полноценные границы.
Так что перед нами стоит сейчас четыре задачи. Первая: это срочное установление полномасштабных, охраняемых войсками, с таможенными пунктами и визовым контролем границ с государствами Прибалтики. Именно отсутствие таких границ наносит нам наибольший экономический ущерб. Именно из-за прозрачности здешних границ то, что мы сами могли бы продавать за рубеж по мировым ценам, продают прибалты. И получают при этом колоссальную прибыль, а мы теряем.
Вторая задача: решение вопроса с государствами, которые приняли решение о создании собственных пограничных войск. Это прежде всего Украина, Азербайджан, Молдова. Они не гарантируют соблюдения единого режима границы. К примеру, Азербайджан установил упрощенный пропуск через границу с Ираном и Турцией. Молдова установила такой же режим с Румынией. В итоге граждане этих государств свободно, без особого труда попадают на территорию Азербайджана и Молдовы. При полном отсутствии границ с нами они перемещаются далее и делают, что хотят. Мы уже имеем примеры, когда граждане Ирана. Турции свободно перемещались по территории бывшего СССР и, к огромному нашему сожалению, не всегда с мирными целями. Если эти государства не могут гарантировать соблюдения единого режима границы, то мы должны решать вопрос о ее перекрытии.
Третья задача - это отношения с теми государствами, которые создают собственные пограничные войска, но согласны на установление единого режима границ. Это Беларусь и Узбекистан. У нас с ними достаточно хорошие отношения, и, насколько мне известно, они готовы на то, чтобы под руководством какого-то единого координирующего органа устанавливать и соблюдать единый режим внешней границы.
И, наконец, четвертая задача - наши отношения с государствами, не создающими собственных пограничных войск. В настоящее время это Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.
- Выведено ли тактическое и прочее ядерное оружие из Закавказья? У меня есть данные, что оно находится там до сих пор.
- Нет, это оружие выведено оттуда давно, еще в прошлом году. Но то, что оно там находилось, - бесспорно.
- Вам, разумеется, известно, что в Крыму генерал Кузнецов, не согласный со своим отстранением от должности, объявил голодовку.
- К сожалению, повлиять на это мы никак не можем. Только путем переговоров. Однако с чисто человеческой точки зрения поведение генерала Кузнецова можно только приветствовать. У нас есть сведения, что вопрос: "Готовы ли вы воевать с Россией?" является стандартным при аттестовании офицеров на Украине.
- И этот вопрос задается русским офицерам?
- В том-то и дело, ведь Кузнецов как раз русский офицер. Это провокационный вопрос. Но не только в адрес конкретных людей направлены такого рода действия. Орган Украинской Национальной Ассамблеи газета "Украiнськi обрii" так пишет о роли святого для русского моряка Андреевского флага:"200 лет Андреевский флаг покрывал гниль Российской империи. Теперь им хотят покрыть кретинизм СНГ. Хватит!
Но, вообще говоря, я не верю, что украинский народ способен относиться к России враждебно. Поэтому можно говорить о совершенно незначительной, авантюрной группе украинских националистов, преимущественно западноукраинского толка. И если в ближайшее время не изменится нынешний политический курс, то, я думаю, Украину ждут большие внутренние потрясения.
- Идет ли призыв в Россию из других республик?
- Пока нет. Хотя на последнем совете министров обороны 28- 29 апреля, который состоялся в Москве, шла речь о том, что ряд государств СНГ готов предоставить своих призывников для службы в ОВС СНГ, в том числе и на территории России.
- Будут ли созданы казачьи части в области войска Донского?
- Полностью готовой концепции строительства российских вооруженных сил пока еще нет. Идет борьба идей, и я не хотел бы на этом останавливаться. Но возможен и такой аспект военного строительства. Речь может идти о профессиональных резервах. В рамках такого профессионального резерва я вполне допускаю существование казачьих частей. С соблюдением казачьих традиций, единоначалием, крепкой дисциплиной, возможно, платным состоянием на службе. Такой вариант возможен.
- И последнее. До меня дошли, быть может, слухи о том, что до недавнего времени ряд крупных ученых привлекался к изучению находящихся в распоряжении Минобороны НЛО. Речь идет о каких-то фрагментах или о целых "изделиях", которые находятся под секретом в ангарах и подвергаются исследованиям.
- Работа по глобальному контролю за космическим и воздушным пространством на территории бывшего Союза ведется. Фиксируются все неопознанные летающие объекты. Любой объект, попадающий в поле зрения наших станций раннего обнаружения, конечно, берется под контроль. Но я не слышал о том, что некие объекты где-то хранятся и изучаются.