Общеевропейская встреча в Вене ознаменовала собой прорыв к сокращению войск и обычных вооружений, обеспечению прав человека и гуманитарному сотрудничеству. О том, как осуществляются на практике решения Венской встречи по безопасности и сотрудничеству, рассказывает глава делегации Советского Союза на Венской встрече, посол по особым поручениям МИД СССР Ю. Б. КАШЛЕВ.
- Как известно, Советский Союз в одностороннем порядке сокращает свои Вооруженные Силы. Однако что-то ничего не слышно о сокращении армий стран НАТО. Не нарушает ли наша "военная уступчивость" безопасности СССР?
- На сегодняшний день оба военных блока в Европе - Организация Варшавского Договора и НАТО явно перевооружены. При этом огромные средства расходуются не только на стратегическое ядерное оружие, но и на обычные вооружения. На них уходит более Уз всех военных расходов европейских государств. Армии стран ОВД и НАТО насчитывают более 10 млн. человек. А ведь ведение "обычной" войны в Европе абсурдно само по себе - сейчас континент буквально нашпигован АЭС и другими ядерными объектами, которые от попадания обыкновенного артиллерийского снаряда могут взорваться и вызвать катастрофу.
Что же касается нашего одностороннего разоружения, то оно не несет угрозы безопасности СССР. Мы надеемся, что сокращение советского военного присутствия в странах ОВД должно привести к сокращению американских и других войск в ФРГ. Многие почему-то до сих пор считают, что вывод советских воинских подразделений из Венгрии, ГДР, ЧССР и Польши чуть ли не обязательно вызовет "вторжение" войск армий стран НАТО на территорию этих социалистических стран. Нелепость таких опасений более чем очевидна.
- Тем не менее на Западе по-прежнему опасаются советской военной угрозы. Так есть ли смысл разоружаться и дальше, если нам не верят?
- Оба военных блока в Европе в силу исторических условий имеют различную структуру вооруженных сил. У стран ОВД на десятки тысяч больше танков, а у НАТО значительное преимущество в тактической авиации. Советский Союз предлагает натовцам сокращать танковые, артиллерийские подразделения, бронемашины, ударные самолеты, вертолеты и личный состав.
- А как с точки зрения укрепления мер доверия рассматривать присутствие советских подводных лодок у берегов Норвегии? Ведь, по данным министерства обороны этой страны, их там плавает около 200...
- Не знаю, откуда взялась эта цифра. Сейчас на морях сложился следующий баланс сил ВМФ: у стран НАТО примерно пятикратное превосходство по крупным надводным кораблям (авианосцы, крейсеры), а у нас - небольшое преимущество по подводным лодкам. Можно понять тревогу норвежцев по поводу нашего морского присутствия у ее берегов, но ведь вопрос о сокращении ВМФ блокируют сами страны НАТО, не желая терять своего преимущества. Мы со своей стороны готовы сократить число подводных лодок, если соответствующие сокращения будут осуществлены в ВМФ натовских государств. Однако они пока отказываются даже вести об этом речь.
- Перейдем теперь к вопросу о правах человека. На Западе все еще не верят в искренность намерений СССР, мотивируя это тем, что у нас "не все желающие" могут уехать из страны за рубеж...
- Это не совсем так - все больше людей на Западе начинают нам верить. Советский Союз после Съезда народных депутатов получил от Запада своеобразный "кредит доверия" в осуществлении своих реформ. Но Запад, разумеется, не может диктовать нам темпы их проведения. В то же время от нас ждут не просто фраз о либерализации въездных и выездных процедур, а самих законов, которые могли бы официально закрепить право каждого советского человека свободно покидать свою страну и возвращаться в нее обратно.
Да, пока "не все желающие" могут выехать из СССР за рубеж- на постоянное жительство. Из 1800 человек, которые в январе с. г. не могли уехать главным образом по причине осведомленности в государственных секретах, 1512 такие разрешения получили. Если причины отсрочки выезда из СССР кого-то не устраивают, они имеют право обратиться в суд.
- И все же, провозглашая право советских граждан на свободу выезда, им в то же время создают непреодолимые экономические препятствия для этого - нет авиабилетов, отсутствует валюта для обмена и т. д.
- Право на свободный выезд из страны и возвращение в нее зависит от многих факторов. При этом надо учитывать и то, что в последнее время резко возросло число советских граждан, выезжающих за границу на постоянное жительство. Если в 1985 г. их было 4,5 тыс. человек, в 1988 г. - 108 тыс., то уже за прошедшие месяцы 1989 г. эта цифра намного перекрыта. Поэтому и возникают трудности с обменом валюты, билетами и т. д.
- А как вы объясните тот факт, что чем дальше продвигается вперед процесс демократизации, тем больше советских граждан стремится уехать из страны за границу?
- Давайте посмотрим, кто сейчас составляет основную массу эмигрантов - это армяне, немцы и евреи, которые в поисках лучшей жизни решают отправиться к своим, зачастую очень дальним родственникам за границу. Надо учитывать и то, что долгие годы этим людям не давали выезжать: таких случаев накопилось множество, и поэтому сейчас УВИРу приходится иметь дело с настоящим "эмиграционным потоком". Конечно, сказываются и такие факторы, как землетрясение в Армении, события в Нагорном Карабахе, отсутствие автономии у советских немцев. Но все эти проблемы будут решаться, и я не думаю, что эмиграционный поток будет бесконечным. Для такой громадной страны, как СССР, цифры выезжающих в общем пока незначительны. А вообще я считаю, что в том, что люди хотят уехать из Советского Союза и жить за границей, нет ничего предосудительного. Напротив - свобода выезда полностью вписывается в рамки философии гуманного и демократичного социализма.
- Помимо области прав человека, где Советский Союз только завоевывает доверие своих партнеров на переговорах, серьезную обеспокоенность на Западе вызывает и наша позиция по проблемам экологии...
- Действительно, долгие годы мы не только закрывали глаза на острые экологические проблемы у себя в стране, но и критиковали западные компании за то, что они загрязняли окружающую среду. Теперь же выяснилось, что около 20% мирового загрязнения по некоторым экологическим категориям приходится на советские предприятия. С учетом того, что все мы живем на одной планете, экологические проблемы уже больше не являются национальными - они приобрели глобальный характер.
- Не кажется ли вам, что все затронутые аспекты общеевропейского процесса - разоружение, права человека, экология - достойны большего внимания со стороны Верховного Совета СССР?
- МИД СССР активно выступает за то, чтобы Верховный Совет, его комиссии и комитеты энергичнее занимались и контролировали бы выполнение венских договоренностей. Это поможет и нашей внутренней перестройке, и внешнеполитической деятельности СССР.
Беседу вел Ю. СИГОВ.