Наш корреспондент П. ЛУКЬЯНЧЕНКО беседует с майором КГБ И. ПРОСКУРИНЫМ.
- "Майор, я знаю, что ты меня подслушиваешь и докладываешь наверх. Знай, майор, я пе-ле-вать на тебя хотел". Такое можно было услышать из уст Т. Гдляна во время его особо важных телефонных разговоров. Правда ли, что подслушиванием в КГБ занимаются обычно офицеры именно в вашем, майорском, чине?
- Прослушивание - это довольно квалифицированная работа. Прослушиванием занимаются необязательно майоры, а, скажем так: в пределах от старшего лейтенанта до майора. На прослушивание же Гдляна могли посадить и полковника.
- Каким образом КГБ устанавливает подслушивающие устройства у интересующего его человека?
- Для этого обычно используются три бригады. Первая блокирует место работы, где в данный момент находится этот гражданин, вторая блокирует место работы его супруги.
Третья же бригада проникает в квартиру, выставив наблюдение этажом выше и ниже. Человек шесть в мягких тапочках входят в помещение, отодвигают, к примеру, мебельную стенку, вскрывают небольшой квадрат обоев, высверливают отверстие в стене, помещают туда "жучок", заклеивают обои, а художник из состава этой бригады тщательно ретуширует это место - после чего даже вблизи ничего не заметно. Мебель ставят на место, закрывают дверь и исчезают. Вся операция занимает несколько минут.
- Говорят, что на телефонных станциях записываются буквально все разговоры и их запись хранится минимум в течение 3 дней. Как можно фиксировать такое огромное количество разговоров? Ведь для этого нужно, соответственно, огромное количество людей?
- Много людей не надо. Да и чекистам на телефонных станциях сидеть вовсе не обязательно - достаточно подключиться к единой системе АТС. Более того, прослушивать все телефонные переговоры просто нет необходимости. Прослушивание идет выборочно, по заданным номерам.
А с фиксацией нет проблем. Существует система, записывающая разговоры на медленно движущуюся стальную проволоку, которая по надежности превосходит обычную магнитную ленту. Представьте себе две бобины, с одной из которых на другую перематывается несколько сот метров проволоки. Система фиксирует как время переговоров, так и номера абонентов, с которыми шел разговор. Эта же система может распечатать содержание разговора.
- Когда во время разговора слышатся щелчки, то это и есть момент подключения подслушивающего устройства?
- Совсем необязательно. Щелчки могут быть по многим причинам - где-то плохие контакты, неисправен сам телефонный аппарат. Системы прослушивания никак себя не проявляют - они устроены с таким расчетом, чтобы человек не заподозрил, что его прослушивают.
- Правда ли, что аппаратура КГБ может разъединять телефонные разговоры по определенным "кодовым" словам?
- Да. Таким до недавнего времени было, например, выражение: "Долой КПСС".
- У меня в служебном кабинете есть телефонный аппарат, которым я в данный момент не пользуюсь. Как можно с его помощью подслушать наше с вами интервью?
- Специальное оборудование позволяет снимать электромагнитные колебания с микрофонной капсулы вашего телефона. Кроме того, можно установить направленные микрофоны, которые с достаточно большого расстояния, скажем, до 200 м. запишут наш разговор. Естественно, что качество записи с увеличением расстояния падает.
С таким же успехом можно вести запись и на улице. Допустим, КГБ заинтересовался каким-то иностранным дипломатом. И нужно подслушать разговоры, которые тот ведет с другими лицами, перемещаясь по традиционному для себя маршруту. Для этого в фасадах зданий, мимо которых он обычно проходит, через каждые 3 метра заранее устанавливаются "жучки", и все разговоры этого дипломата записываются - даже в толпе громко говорящих людей. Не исключаю, что многие центральные улицы в Москве буквально нашпигованы подслушивающими устройствами.
- Под окнами дома, в котором живет Т. Гдлян, по полгода ржавел то стандартный синий грузовой фургон с надписью "Почта", то автобус львовского производства. Гдлян был уверен, что это спецмашины, специально оборудованные для прослушивания всего, что происходит в его квартире. По слухам, у КГБ их всего три - из-за астрономической стоимости содержащегося в них оборудования. Говорят, у вас их называют "подводными лодками".
- Не уверен, что это были "подводные лодки". Скорее все всего контрольный пункт для слежения за теми, кто входил к Гдляну, то есть так называемая "наружка", - наружное наблюдение. Использовали ли против Гдляна "подводные лодки"? Не знаю. Ведь дешевле установить в квартире подслушивающие устройства.
- А сколько стоят "жучки"?
- От 100 до 200 руб., редко - до 1 тыс. руб.
- Каких размеров они бывают?
- Как правило, небольших. По форме могут быть и квадратные, и круглые, и в виде пуговички, запонки, застежки, и плоские - чуть толще писчего бумажного листа. Самые миниатюрные - со спичечную головку.
- Каков же у них тогда источник питания?
- Как правило, солнечная батарея.
- Рассказывают, что в кабинете посла США в Москве висел портрет американского президента, подаренный советским правительством. Американцы долгое время не могли обнаружить источник утечки информации о всех разговорах, которые велись в этом кабинете. И однажды один из сотрудников, изучая живописный слой портрета, к своему удивлению обнаружил подслушивающее устройство, вмонтированное прямо в глаз президента.
- Вставить "жучок" в глаз президенту - довольно несложно. Другое дело - это, без сомнения, кощунственная акция.