Примерное время чтения: 5 минут
136

ЧП ОТМЕНЕНО, НАПРЯЖЕНИЕ ОСТАЕТСЯ. Военная дипломатия

Сразу после возвращения недавно назначенного командующего внутренними войсками МВД СССР генерал-лейтенанта В. САВВИНА из Чечено-Ингушетии военный журналист С. БОГДАНОВ попросил его ответить на несколько вопросов.

- Не могли бы вы подробнее рассказать о том, как принималось решение о вводе войск в Чечено-Ингушетию?

- Я получил доклад уже о принятом решении, так как находился в это время в НКАО. Знаю, что оно было принято министром внутренних дел России. Сложившуюся в Грозном обстановку упрощать не надо: ситуация была накалена до предела, открыто действовали большие отряды, вооруженные современным оружием.

- Значит, и дивизию имени Ф. Дзержинского, подчиненную непосредственно министру внутренних дел страны, отправил туда А. Дунаев?

- Последнее время эта дивизия привлекается для охраны общественного порядка в столице. С этой же целью части дивизии им. Дзержинского вылетели и в Чечню, причем солдаты были одеты в милицейскую форму.

Считаю, что направление войск в Грозный и, в частности, дивизии Дзержинского, явилось следствием неправильной оценки обстановки.

- Вы вели переговоры с генералом Дудаевым. Какова ваша оценка деловых и личных качеств нового президента?

- Мы беседовали около двух часов. Дудаев создает впечатление последовательного и убежденного в своей правоте человека. Хотя из разговора с ним следует, что он выступает за мирное решение конфликта.

Во время переговоров мы затрагивали и ингушскую проблему. Обе стороны отстаивают свои позиции достаточно аргументированно, однако способы решения проблемы спорны.

- Вы нашли взаимопонимание с Дудаевым?

- По обсуждаемым вопросам - да. Мы обсуждали проблему прекращения прессинга по отношению к нашим частям, блокирования одного из специальных батальонов и попыток захвата оружия со стороны различных неуправляемых группировок. Дудаев твердо пообещал контролировать ситуацию.

- Каким образом был разоружен специальный батальон?

- У этого подразделения сложная история, и нам, безусловно, это нужно было учитывать. Он прибыл из Ростова почти 20 лет назад для пресечения групповых "антиобщественных" (по тем временам) действий, многие на солдат до сих пор "точат зуб". Сначала подразделение блокировали, затем солдатам и офицерам предложили уйти, оставив оружие. Что и было после длительного физического сопротивления некоторыми сделано. Главной целью, конечно же, являлось оружие, большая часть которого, кстати, находится в руках наших солдат.

- Посадив самолеты с личным составом и боеприпасами на разные аэродромы, Дудаев "обыграл" МВД СССР?

- Здесь сказались спешка и непродуманность войск: у нас есть различные типы самолетов, которые не могут садиться на одну и ту же "бетонку". Очень быстро менялись и поставленные цели: сначала войска должны были поддерживать правопорядок, затем блокировать экстремистов.

Сама операция по вводу войск явилась плодом спешных и непродуманных политических решений. Если необходимо предпринимать какие-то шаги, тем более с привлечением войск, то делать это нужно на основе тщательного анализа. Ошибки здесь непростительны.

- Где сейчас находятся войска?

- Дивизия имени Дзержинского отведена во Владикавказ, отряд специального назначения ОМСДОНа получил распоряжение о возвращении в Москву. Постепенно с нормализацией ситуации будут выведены и другие части. Солдаты и офицеры размещены по-походному, без удобств, один из полков вообще расположился в неотапливаемом помещении.

- Вопрос о выводе решен окончательно? Многие до сих пор помнят слова Руцкого о том, что у России хватит сил блокировать этот регион...

- Я сомневаюсь в целесообразности такого решения. Военной силой там проблему не решить.

- Неделю назад вы вернулись из Нагорного Карабаха. Каковы ваши оценки увиденного там и прогнозы на будущее?

- Я неделю работал там совместно с представителями России и Казахстана. Можно только приветствовать договоренности, впервые достигнутые враждующими общинами. По всей видимости, необходимо вывести из области все противоборствующие вооруженные формирования армянских "федаинов", да и азербайджанских омоновцев, привлеченных из различных районов Азербайджана. Там должна остаться единственная нейтральная сила, обеспечивающая безопасность людей, - внутренние войска МВД СССР. Причем остаться мы там должны на непродолжительное время.

- Как вы отреагировали на решение офицерского собрания комендатуры района ЧП в Степанакерте о том, что присутствие войск там бессмысленно?

- Я согласен с офицерами в том, что отсутствие прогресса на переговорах ставит внутренние войска в тяжелейшее положение: мы можем оттуда вообще никогда не уйти. На нас оказывают постоянное давление то одна, то другая сторона. Люди устали и уже не видят перспективы. Кроме того, военные оказались в исключительно тяжелом материальном положении: многие офицеры и прапорщики живут фактически на два дома. Очень мало платят и солдатам.

- В чем причина противостояния ОМОНа МВД Азербайджана и внутренних войск?

- ОМОН не всегда подконтролен, и я докладывал об этом министру в присутствии А. Муталибова. Кстати, у нас уже и раненые появились после этих боев. Необходимо, на мой взгляд, внимательно проверить их кадровый состав, но это уже отдельный разговор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно