Примерное время чтения: 5 минут
130

ИНТЕРВЬЮ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Борьба за землю продолжается

На вопросы корреспондента "АиФ" отвечает министр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР В. ХЛЫСТУН.

- Виктор Николаевич, наших читателей интересует, как идет земельная реформа. Судя по редакционной почте, у многих складывается мнение, что затея с ней провалилась. Каково ваше мнение?

- Согласиться с подобным утверждением никак нельзя. Как и ожидать сразу же масштабных перемен. Заканчивается лишь первый этап реформы, которая займет несколько лет. Главным итогом этого периода считаю то, что изменилось сознание людей, их отношение к переменам на селе. В Ростовской области, например, где ранее дело шло туго, только за сентябрь создано 250 крестьянских хозяйств. А общие результаты? Мы предполагали к концу этого года иметь 10 тыс. фермерских хозяйств, а фактически на сегодня их около 38 тыс. 12 млн. семей получили садовые и огородные участки.

- А почему, на ваш взгляд, многие, желающие землю, так ее и не получили, особенно под огороды, садовые участки?

- Причин много, но главной считаю то, что сегодня в каждом районе предоставлением земли занимаются Совет народных депутатов, комитет по земельной реформе, депутатская земельная комиссия, исполнительный комитет. Такое распыление власти и очень сложный механизм передачи земли приводят к тому, что в конце концов нет ответственного, не с кого спросить. Я уже не говорю о том, что во многих районах депутатские комиссии, куда входят руководители и специалисты совхозов, колхозов, занимают по отношению к реформе однозначную позицию: не пущать. В итоге - люди ищут помощи. Только мы рассмотрели более 2,5 тыс. жалоб, добиваясь положительных решений о выделении земли желающим.

- И как вы предлагаете поправить дело?

- Надо прежде всего совершенствовать законодательство. Мы вышли с предложением в Верховный Совет России внести соответствующие изменения в статью Конституции республики, касающуюся права частной собственности на землю, а также предоставить право распоряжаться ею лишь двум органам - комитету по реформе и местной администрации. Она должна принимать решение и нести за него ответственность.

- Но ведь ответственность и сейчас установлена. Какие меры принимались к нарушителям закона? Ведь фермеру порой жить не дают: травят посевы, ломают технику, спиливают межевые знаки. И пожаловаться бедолаге некому.

- Пока, к сожалению, правовой механизм не обеспечивает защиту крестьянина. И дело тут в том, что не внесены изменения в законы об административной и уголовной ответственности. Вопрос процедурный, но дело тормозит. Прокуратура пока не занимает принципиальной позиции в этом вопросе, а суды затягивают рассмотрение дел. Надеемся, что необходимые поправки в законодательство будут скоро внесены.

- Какие еще тормоза стоят на пути земельной реформы и фермерства? Многие спрашивают, где им купить, отремонтировать трактор, сеялку. Оказывается ли им какая- либо помощь?

- Тут вопрос еще сложнее, чем с выделением земли. Фермерские хозяйства создаются в условиях острого дефицита техники, строительных материалов, неразвитой инфраструктуры. На сто крестьянских хозяйств сегодня приходится всего лишь 47 тракторов, 12 сеялок, 17 плугов. Техники не хватает сегодня ни колхозам, ни совхозам, а уж фермерам и подавно. Сейчас совместно с зарубежными фирмами и бывшими военными заводами создаем предприятия по сборке, а затем и производству современных технических средств для фермерских хозяйств. В ходе реформы еще только предстоит образовать и соответствующую инфраструктуру для новых землевладельцев. В этом важном деле, очевидно, не обойтись без коммерческих структур, их надо создавать. Но сегодня предпринимателю на село идти невыгодно, есть более заманчивые сферы приложения капитала и труда. Чтобы привлечь предпринимателя в эту сферу, надо создать ему определенные льготные условия. Такой вопрос ставим перед Верховным Советом РСФСР, но пока поддержки не получаем.

- Многие хотели бы взять участок земли, но не знают, сколько за него придется платить.

- Задержка с принятием Закона о плате за землю сказалась очень негативно. Теперь закон принят. Вводится он с 1 января 1992 г. К этому сроку надо везде определить конкретные ставки налога для каждого земельного участка, тогда многие вопросы отпадут. Эти ставки колеблются от 10 до 200 руб. за гектар. Где-то в этих пределах и надо ориентироваться. Разговоры, что придется платить тысячи, безосновательны.

- Как используется фермерами земля? Есть письма о том, что у многих она заросла бурьяном.

- Информация эта имеет под собой определенную почву, хотя, на мой взгляд, она значительно преувеличена. Я больше отнес бы ее в адрес садоводов и огородников. Здесь действительно около 10% выделенных земель не использовано.

У фермеров неэффективно используемые земли, по нашим выборочным исследованиям, составляют 5 - 7%. Тоже много, однако более половины фермеров получили вполне приличный доход.

- Чего ожидать фермерам в будущем году?

- Уверен, движение будет расти, и мы готовимся к этому. Разрабатываем несколько программ, связанных с развитием фермерства. Привлекаем к участию в них фирмы Германии, Италии, Голландии, США. Готовим кадры. Учитывая, что к концу будущего года у нас может быть 150 тыс. крестьянских хозяйств, надеемся получить для них около 60 тыс. тракторов. Ходатайствуем об этом перед Президентом и правительством. Предусмотрено значительное увеличение прямых вложений государства в поддержку фермерских хозяйств. Они составят 6,5 млрд. руб. В 4 раза по сравнению с прошлым годом повышаются вложения в развитие сельской инфраструктуры.

Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно