Примерное время чтения: 6 минут
143

ДОСТОЯНИЕМ ГЛАСНОСТИ СТАЛИ НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Рейхсмарки для диктатуры пролетариата

Более 70 лет назад нам внушали, что Великая Октябрьская социалистическая революция делалась "чистыми руками" во имя светлого будущего. Сейчас история буквально перекраивается, мы узнаем все новые и новые факты. Но выводы все-таки нужно делать нам самим.

ГОВОРЯТ ДОКУМЕНТЫ

..."К весне в России должна быть подготовлена массовая политическая забастовка под лозунгом "Свободы и мира". Центром движения будет Петербург, а здесь, в свою очередь, Обуховский, Путиловский и Балтийский заводы. Стачка должна охватить железнодорожные связи Петербург - Варшава, Москва - Варшава и Юго-Западную железную дорогу".

Фотокопия этого документа, весьма похожего на агентурную сводку и датированного мартом 1915 года, приведена в вышедшей в Германии книге Элизабет Хереш "Царская империя. Блеск и падение". Это сборник частью засекреченных до недавних пор архивных материалов, в том числе из архивов германского министерства иностранных дел. Процитированный же отрывок - часть объемистого, в 22 страницы, меморандума под совершенно деловитым названием: "Подготовка массовой политической забастовки в России". Меморандум подготовлен неким Александром Парвусом (А. Л. Гельфандом) - немецким социалистом, в свое время прямо участвовавшим в российском социал- демократическом движении. Бывший "соратник Плеханова и Ленина изложил в нем довольно-таки подробный план дестабилизации царского режима с помощью... "Эта работа (то есть организация стачки) может быть претворена в жизнь только под руководством русской социал-демократии".

Заканчивает Парвус свою бумагу сугубой конкретикой: нужна "финансовая поддержка социал-демократической русской большевистской фракции, - которая продолжает борьбу против царского правительства всеми средствами. Вождей нужно разыскать в Швейцарии".

Речь для немцев шла, понятно, не о борьбе за права угнетенного рабочего класса России. Документы того же Департамента иностранных дел Германии показывают: к марту 1915 г., когда был написан меморандум Парвуса, трезвые головы уже поняли, что быстрая война не удалась, потому Департамент уже в конце 1914 г. предлагал кайзеру "вбить клин между нашими врагами и как можно скорее добиться сепаратного мира с тем или иным противником".

ЛЕНИН В... ГОРАХ

А есть и другие свидетельства. По данным российского исследователя этой темы Игоря Стадника, еще в конце 1914 г. Владимир Ульянов-Ленин предлагает издательству "Гранат" писать статьи для энциклопедического словаря, а один из соратников получает от него записку: "Я мог бы дать Вам взаймы, если бы была какая бы то ни было возможность достать здесь хоть сколько-нибудь денег...". А через три недели после появления меморандума Парвуса Ленин въезжает с женой в новую квартиру: на лето едет в горы, где снимает комнату в отеле. Одновременно он просит Инессу Арманд ("на случай, если мы с Вами предпримем большие прогулки") узнать цены на "домики на горах с кроватями...".

Недостойные намеки? - может сказать читатель. Возможно, но вот еще одна цитата:

"12 февраля 1918 г. СЕКРЕТНО. Г. Председателю Совета Народных Комиссаров. Разведочное отделение имеет честь сообщить, что найденные у арестованного кап. Коншина два германских документа с пометками и штемпелями Петербургского Охранного Отделения, представляют собою подлинные приказы Имперского Банка за N 7433 от 2 марта 1917 года об открытии счетов гг. Ленину, Суменсон, Козловскому, Троцкому и другим деятелям за пропаганду мира, по ордеру Имперского Банка за N 2754.

Это открытие доказывает, что не были своевременно приняты меры для уничтожения означенных документов.

Начальник отделения". (Подпись неразборчива).

На письме, как и положено, регистрационный номер - 1645. И резолюция: "В комиссию по борьбе с к. р. Затребовать документы".

Документы обладают тем достоинством, что когда-нибудь всплывают. Особенно если они всплывают" в известных своей аккуратностью немецких архивах.

"Берлин, 1.4.1917. Немедленно! Секретно! Господину государственному секретарю имперского казначейства. Имею честь просить выделить в распоряжение иностранной службы для целей политической пропаганды в России сумму в размере пяти миллионов марок из средств главы 6 раздела II чрезвычайного бюджета... Госсекретарь (подпись неразборчива)".

Есть и свидетельство действенности этих "инвестиций": генерал Людендорф телеграфирует госсекретарю по иностранным дедам: "Заявляю о своей благодарности иностранной службе за то, что она внесла свой вклад в укрепление военных успехов на восточном фронте через усиление разрушительных элементов, прежде всего в Финляндии, путем не только советнического содействия во фронтовой пропаганде, но также и вследствие поддержки, оказанной минирующей работой секции политики - а именно большими денежными средствами".

ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ОКОПЫ

Заинтересованность немцев в "пропаганде мира" проявлялась даже на самом высшем уровне! В архивах германского МИДа времен первой мировой войны нашлось и такое свидетельство:

"Е. В. Кайзер за завтраком повелел передать транспортируемым через Германию русским социалистам "Белые книги" (очевидно, имелись в виду какие-то сборники документов: во всяком случае, и до сего дня в международной практике существует такое понятие. - Авт.) ...чтобы они могли на своей родине действовать разъясняюще (!). На случай, если русскому транспорту будет отказано во въезде в Швецию,. Верховное командование вооруженных сил должно быть готово содействовать переходу путешествующих в Россию через линии немецких окопов (!!)...".

Это письмо полковника Вахендорфа из иностранного департамента, рассказывающее о звонке одного из приближенных кайзера - Лерснера. Датировано 13 апреля 1917 г. и несет все, какие положено, входящие номера, резолюции и пометки.

"Телеграмма. Москва, 16/17 мая, 10 часов 30 мин. вечера.

В иностранный департамент. Номер 122. В связи с телеграммой нр. 56. Совершенно секретно.

Ситуация в Петербурге, согласно надежным источникам, вновь обострилась. Антанта хочет выплатить много денег, чтобы привести к власти правых социал-революционеров и возобновить состояние войны...

Я по-прежнему стремлюсь подорвать попытки Антанты и поддерживать большевиков... Мирбах".

Тот самый несчастный граф Мирбах, посол Германии в России, убитый во время левоэсеровского мятежа людьми, которые были не только прощены победившими все же большевиками, но и получили потом немалые посты в служебной иерархии ЧК! Любопытная краска к картине летних событий 1918 года, позволяющая, по крайней мере, задаться вопросом: не стал ли к тому времени германский посол одним из самых неудобных свидетелей финансовых тайн нового режима?

Вскоре последовал фактически ответ на запрос Мирбаха:

"Государственный секретарь имперского казначейства. Берлин, 11 июня 1918. Секретно.

Дорогой Кюльман! (один из важнейших руководителей иностранного ведомства, принимавший в свое время участие в Брест-Литовских мирных переговорах. - Авт.)

На Ваше письмо от 8 сего месяца, в котором вы мне передали наметки к А. С. 2562 касательно России, я объявляю о своей готовности одобрить выделение без указания оснований 40 миллионов марок на запрошенные цели".

Так что в одном, по крайней мере, противники Брестского мира были не правы: не большевики Германии платили, а наоборот...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно