В СОВЕТСКОЙ научной литературе довольно скупо освещался вопрос о национальной принадлежности К. Маркса, еврейских корнях его семьи. Скрытый антисемитизм властей предержащих заставлял замалчивать тот факт, что, как писал американский исследователь жизни и творчества основоположника марксизма Давид Мак-Леллан, "трудно найти такого человека, который имел бы большую еврейскую родословную, чем К. Маркс". Фамилия Маркс, утверждал Мак- Леллан, есть короткая форма от Мордехай, позднее изменившуюся в Маркса.
Отец Карла Маркса был сыном раввина Мейера Халеви Маркса, или Леви Маркса, который женился на дочери Мозеса Львова. Отец Мозеса Львова, Хешель Львов, был выбран раввином Трира, города, где родился Карл, в 1723 г. Его дедушка по материнской линия родился в Венгрии, был раввинам в голландском городе Неймегене. Одна из дочерей Мозеса Львова вышла замуж за Леви Маркса, дедушку К. Маркса, другая - за банкира по фамилии Филлипс, дедушку владельца крохотной электрической фирмы, ныне известной как транснациональная корпорация "Филлипс".
К. Маркс болезненно реагировал на любые замечания по поводу его происхождения, гневно обличал знакомый ему с детства мир еврейских денежных воротил, а когда его зять в некрологе на смерть Женни фон Вестфален упомянул, что последняя всячески боролась с некоторым противодействием ее семьи на брак с К. Марксом, вызванным его происхождением, Маркс ответил резким письмом, заявив, что никакого противодействия не было и что он прерывает всяческие контакты со своим зятем.
С. ЦУНАЕВ, научный сотрудник, г. Волгоград