Примерное время чтения: 3 минуты
107

В 1993 г. КАЖДЫЙ ВТОРОЙ МАГАЗИН БУДЕТ ЧАСТНЫМ. Страсти вокруг малой приватизации

В ДЕКАБРЕ прошлого года московский ресторан "Пекин" получил официальное разрешение на приватизацию. А в марте этого года по распоряжению вице-мэра коллективу в приватизации отказали. У него отбирают расчетный счет и заставляют влиться в гостиничный комплекс "Пекин".

Неспокойно в столичном "Детском мире". Приватизацию его руководство вершит втихую. Каковы его планы, продавцы не знают, пользуясь слухами и наблюдениями: на первом этаже торгуют машинами на валюту, четвертый продан сингапурцам, соучредителями акционерного общества станут владельцы коммерческих ларьков, арендующие помещения, и т.д.

Дележ собственности редко обходится без накала страстей. Сейчас они вовсю кипят вокруг магазинов и кафе, ателье и ремонтных мастерских. 60% из них к концу года должны стать частными.

Первой воспротивилась этому отраслевая номенклатура: директора и аппарат торгов, работники областных управлений торговли.

Рассказывает начальник Главного управления приватизации предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания Госкомимущества А. МАРГОЛИН:

- Такая позиция торговых чиновников объясняется просто: их лишают возможности распределять, т.е. безраздельно властвовать. Поэтому они всячески препятствуют ликвидации торгов. Как правило, все это мотивируется интересами населения. Дескать, иначе нарушается система снабжения людей нужными товарами. Возможно, кто-то искренне верит в это. Но большинством движет личный интерес.

Конечно, это не единственная причина низких темпов малой приватизации. На местах попросту не знают, как ее проводить. Сейчас уже есть необходимые документы и опыт.

- Почему возможна эта легкость, с которой некоторые руководители или местная администрация переступают и через закон, и через людей?

- К сожалению, в нашем законодательстве о собственности, об аренде, о предприятиях много неясного. Некоторые законы СССР (если нет аналогичных российских) продолжают действовать и вступают в противоречие с нынешними российскими. Каждая из конфликтующих сторон пользуется этим в своих интересах. Но разобраться во всем, защитить себя людям бывает не под силу из-за неразвитости правовой инфраструктуры. Не хватает опытных, независимых юристов. Нет торгового права. Суды и арбитражи не справляются с нагрузкой. Но частная собственность немыслима без правовой инфраструктуры.

Что делают сейчас обиженные? Идут по чиновникам. И тут уж кто как сумеет.

- А как поступаете с жалобами вы?

- Их тщательно рассматривают наши юристы. А потом мы вправе заставить местные комитеты по управлению имуществом поступить в соответствии с законом.

- За московскими конфликтами (в том числе и в примере с "Пекином") нередко стоят иностранные инвесторы. Как вы относитесь к обвинениям в "распродаже России"?

- Наша госторговля - это в немалой степени криминальная, прогнившая система. При этом она имеет очень мощное финансовое влияние. И если мы будем стремиться только к отечественному бизнесу, то ничего, кроме монопольных, коррумпированных структур, не получим. Поэтому я считаю благом проникновение иностранцев в розничную сеть. Они помогут создать конкурентную среду и другие принципы работы. Долларовые вливания в казну города тоже очень нужны. И кроме того, иностранцам магазины не продают, а сдают в аренду.

- В общем, трудностей и проблем у малой приватизации много. И вы все-таки верите, что удастся выйти на 60%?

- Мы ведь не только контролируем процесс, но и всеми силами подталкиваем его.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно