Примерное время чтения: 7 минут
380

1 КГ ЧЕРНОЙ ИКРЫ СТОИТ НА ЗАПАДЕ ОТ 200 ДО 600 ДОЛЛ. Черные дни черной икры

Рыбаки, одетые в ярко-оранжевые прорезиненные робы, подтягивали невод. Показался первый осетр килограммов на 20.

- Яловая, - определил Степаныч. - А эта икряная, эта - тоже, - и на его продубленном знойными волжскими ветрами лице показалась улыбка. - Александровна, возьми на колпит.

Пока рыбаки освобождали невод, Тамара Александровна Тихонова (фельдшер, а по совместительству повариха) ловко разделывала громадную рыбину. Буквально через 5 минут треть ведра с натянутой примитивной грохоткой была заполнена отливающей антрацитным блеском крупной икрой.

- Угощайтесь, - приветливо улыбнулась Тамара Александровна, и я в первый, и, наверно, в последний раз в жизни ела икру большой алюминиевой ложкой...

Выражение "есть икру ложкой" у нас ассоциируется со сверхблагополучием. Так кто же все-таки ест икру ложками? И вообще - что есть черная икра для нашего экспорта? Раньше об этом предпочитали молчать. Сейчас отношение к этой "секретной" теме изменилось. Поэтому высказаться я попросила людей, имеющих отношение к добыче осетровой рыбы и икры: рыбака Н. Корнева, председателя астраханского "Рыбакколхозсоюза" П. Горелова, капитан-директора плавучего рыбоперерабатывающего завода В. Миронова и главу администрации Астраханской области А. Гужвина.

ЧТО ОСТАЕТСЯ РЫБАКУ

КОРНЕВ. Как часто мы едим икру? Да каждый день. Она у нас вместо картошки, а вместо мяса - рыбятина. Это для вас деликатесы, а для нас - еда.

Нам все время говорят: вы добываете валюту для страны. Посчитайте, сколько мы зарабатываем для страны, если в одном осетре в среднем 3 кг икры, а она идет по 400 долл. Плюс за тело рыбы - чистый вес 10 - 12 кг - по 10 долл. за кг. У колхоза же его покупают по 20 - 22 руб. за кг, и из них лишь 10% остается рыбакам. В звене 20 чел., таким образом за одного осетра на каждого приходится по 1 рублю.

ВЫГОДНО ТОЛЬКО ПЕРЕКУПЩИКАМ

ГОРЕЛОВ. Давайте продолжим подсчеты. Недавно, скажем, нам разрешили продать 7 т икры в Германию. Но для этого было необходимо заплатить только таможенный сбор 860 тыс. марок, или 60 млн. руб. Причем, надо платить перед продажей. Но, простите, 60 млн. - деньги немалые, их просто- напросто взять негде. Пришлось брать кредит в банке под существенные проценты. Кроме того, есть и другие налоги, и после всех вычетов нам остается лишь 18% прибыли. Вот и выходит, что нам икрой торговать проще дома: продать ее по 4 тыс. за кг тому же СП и никаких хлопот.

Кому это выгодно? Рыбаку, области, производству, государству? Нет, перекупщикам! То бишь тому же СП, который продаст ее без всяких налогов по 150 долл. за килограмм и положит в карман кругленькую сумму.

МОРЕ НЕ РАЗДЕЛИШЬ

МИРОНОВ. Знаете ли вы, что рыбак сдает на переработку пойманного осетра только через сутки? За это время рыба уснет. А у только что выловленной рыбы в результате стресса ухудшается качество и мяса, и икры. Профессиональные рыбаки об этом хорошо знают. Но в последнее время промыслом часто занимаются непрофессионалы. Им, извините, плевать на прогнозы ученых, на их лимиты по вылову рыбы. Правдами и неправдами добывают они разрешения у своих властей на вылов осетров. Бывает, берут только икру, а рыбу выбрасывают в море или на берег. Если это не прекратить, через 5 - 6 лет, несмотря на усилия рыборазводных заводов, всех осетров истребят.

Поэтому проблему надо решать на межгосударственном уровне. Может быть, всем странам СНГ, использующим Каспий для своих нужд, создать совместный орган по его экологической и правовой защите. Или, скажем, учредить полицию Каспийского бассейна. Можно использовать для этого Каспийскую флотилию, которая сейчас не у дел.

СТАТЬ МОНОПОЛИСТАМИ

ГУЖВИН. Долгие годы русская икра практически никого не интересовала. Ею занимались союзные структуры, полностью лишающей местные органы возможности влиять на эти процессы. То есть добывали, перерабатывали икру мы, а продавали за рубеж другие, и прибыль была у них. Сегодня у нашей приграничной области, имеющей непосредственный выход в Каспий, появились кое-какие права. В Астраханской области всегда добывалось и перерабатывалось более 80% всей осетровой рыбы и икры страны - 140 т икры и 10 тыс. т рыбы ежегодно. Около 70 т икры реализовывалось за рубеж.

Если раньше Россия была монополистом в производстве и продаже икры, то в последние 20 - 25 лет Иран начал интенсивно развивать эту отрасль. Кстати, его специалистов научили этому наши. В борьбе за рынки сбыта Иран действует недостаточно корректными методами, вплоть до того, что пускает слухи, будто наша икра и рыба заражены и т.п. Конечно, экологические изменения не могли не отразиться на качестве волжских осетров, впрочем, так же, как и на персидских. Каспий и в районе Ирана далек от экологически идеального состояния. Но надо отметить, что в последнее время уровень воды в Каспии повысился и уже отмечается увеличение количества другой рыбы, что всегда считалось показателем улучшения экологической обстановки и увеличения популяции осетров.

Возникают и другие проблемы. Если раньше осетровых добывали, кроме Астраханской области, и Казахстан, Азербайджан, Туркмения, т.е. республики, расположенные на побережье Каспия, и сдавали, так сказать, в общий котел, то сейчас все они хотят иметь свою прибыль. Кроме того, от 10 до 20% икры идет за рубеж по темным каналам - от браконьеров, перекупщиков, разного рода СП. И так как качество этой икры значительно хуже государственной, покупатели требуют снижения цены. Сегодня же, как мы установили, на европейском и североамериканском рынках цена икры, добываемой астраханскими предприятиями, следующая: икра белуги - 560 долл. за кг, осетра - 280 долл., севрюги - 206 долл.

Цену устанавливает независимая комиссия, в которую входят представители добывающих и перерабатывающих предприятий, ученые, эксперты по ценам, Пойти на снижение цены мы не можем. Поэтому мы вышли с обращением к правительству и Президенту внести икру в реестр монопольной продукции. Ведь за все годы существования СССР так и не зарегистрировал нашу икру в мировом арбитраже, закрепляющем за страной монопольное право на торговлю ею. В результате не можем предъявлять иск к тем же теневикам, торгующим икрой за рубежом.

Сейчас мы разрабатываем концепцию единого подхода к проблемам Каспийского моря. На совещании глав стран СНГ в Минске в конце прошлого года было определено, что правительства Казахстана, Азербайджана, Туркмении и России подготовят и подпишут специальное соглашение по сохранению рыбных ресурсов Каспия. Однако проект пока не подписан, а от него зависит многое. Море ведь разделить невозможно.

* * *

"За день рыбаки съедают икры больше, чем на манхэгтенских коктейлях за месяц", - сообщило недавно читателям агентство Ассошиэйтед Пресс. И все же, кто ест икру ложками - рыбаки, обработчики или та длинная и порой довольно темная цепочка разного рода лиц, кормящихся от них? Перефразируя известную пословицу, получается: один с неводом, а семеро с ложкой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно